Новости
Пермским властям ФАС нипочем, предполагаемый сговор с "Реновой" назвали "техническим моментом"
Политика | Приволжский ФО

Федеральная антимонопольная служба возбудила дело по признакам нарушения федерального закона "О защите конкуренции", фигурантами которого стали губернатор Пермского края Виктор Басаргин, международный аэропорт "Пермь" и инвестор "Кольцово-Инвест". 

Ведомство заинтересовал инвестиционный меморандум, который был подписан краевым правительством в рамках строительства нового терминала. Напомним, согласно документу, после окончания строительства аэропорт полностью перейдет в собственность "Кольцово-Инвест" ( входит в структуру "Реновы" Виктора Вексельберга).

"Комиссии ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства предстоит дать оценку правомерности действий органов государственной власти Пермского края по распоряжению государственным имуществом и проверить деятельность сторон инвестиционного меморандума на предмет соответствия нормам антимонопольного законодательства", - заявил заместитель руководителя ведомства Александр Кинев.

Отправной точкой для проверок антимонопольщиков стала жалоба одного из участников конкурсного отбора инвесторов "Базэл аэро" (входит в "Базовый элемент" Олега Дерипаски). Компания осталась недовольна победой "Кольцово-Инвест" и условиями меморандума. Другой участник "Новапорт" (владеет аэропортами Челябинска, Новосибирска, Барнаула, Томска и ряда других городов) оспаривать результаты конкурса не стал. "Как заявлял ранее бывший генеральный директор "Новапорта" Михаил Смирнов, компания не имеет претензий к проведению конкурса. Наша позиция не изменилась, условия отбора инвесторов нас устроили", - сообщили Накануне.RU в пресс-службе.

Изучив жалобу "Базэл аэро" на передачу имущественного комплекса аэропорта инвестору без торгов, ФАС  рекомендовала выставить отстроенный аэропорт на торги. Однако меморандум был подписан в его первоначальной форме. По мнению инвестора, он абсолютно законен, так как имущество края не передается, а вносится в уставной капитал совместного предприятия "Большое Савино – Терминал". Несмотря на то, что федеральное и краевое антимонопольные ведомства неоднократно выступали с заявлениями о незаконности сделки, администрация губернатора удивилась возбуждению дела.

"В региональном правительстве с удивлением восприняли возбуждение антимонопольного дела, поскольку все действия в процессе реализации инвестиционного проекта по строительству нового аэровокзального комплекса аэропорта "Пермь" производились в строгом соответствии с законодательством. Материалы направлялись в краевую прокуратуру, согласовывались и с другими ведомствами. Каких-либо претензий высказано не было. Очевидно, что будет произведено полноценное изучение всех материалов, правительство Пермского края готово предоставить для этого все необходимые документы и подробно объяснить все юридические и технологические нюансы дела", - сообщили Накануне.RU в пресс-службе.

"Запутанной" схему приватизации аэропорта называют не только антимонопольщики, но и депутаты Законодательного собрания Пермского края, которые сами ее одобрили. Дело в том, что меморандум, вокруг которого происходят споры, доступен ограниченному кругу лиц. По словам депутата краевой думы от КПРФ Андрея Старкова, даже парламентариям не посчастливилось ознакомиться с документом.

"На пленарном заседании депутатскому корпусу не представили проект меморандума. Он был подписан в кулуарах, несмотря на то, что это вопрос краевого значения. Возбуждение дела антимонопольной службой – это технический момент, который не является угрозой для аэропорта или чьим-то заказом. Была жалоба – проводят проверку. Точно так же ФАС возбуждала дело по 179 кварталу (результаты конкурса по выбору инвестора для застройки территории бывшей психиатрической больницы признали незаконной, – прим. Накануне.RU), в последствии были частично изменены документы. Я думаю, что здесь будет что-то подобное, если даже ФАС найдет нарушения, инвестор не уйдет из аэропорта, но условия меморандума могут быть пересмотрены", - рассказал Накануне.RU депутат.

Депутат от фракции "Единая Россия" Александр Дарницын считает, что Перми необходим реконструированный аэропорт, действующий терминал не справляется с пассажиропотоком. По информации правительства, за восемь месяцев текущего года услугами пермского аэропорта воспользовались почти 760 тыс. пассажиров, в прошлом году через залы "Большого Савино" прошли 994 тыс. человек. Строительство нового терминала должно увеличить пассажиропоток до 1,5-2 млн человек в год: "Мы видим, что аэропортом нужно заниматься и шаги правительства в этом направлении я целиком поддерживаю. Но в приватизации аэропорта все должно быть прозрачно: конкурс, торги, аукцион. Нужно использовать открытые процедуры, чтобы любая компания могла принять участие. Федеральному закону нужно соответствовать. И неясный меморандум – это минус".

Официального комментария от управляющей компании "Аэропорты регионов", в ведении которой находится "Кольцово-Инвест", Накануне.RU  получить не удалось. Однако представитель "Реновы" отметил, что компания будет помогать ФАС в установлении истины и предоставит ведомству все необходимые документы. Истина, по мнению стороны инвестора, заключается в том, что победу в конкурсе одержала наиболее успешная в своей отрасли компания.

Как отмечают эксперты авиационного бизнеса, "Аэропорты регионов" действительно являются одной из ведущих компаний в отрасли.

"Команда "Реновы" показывает более эффективный менеджмент, чем другие управляющие компании, боровшиеся за "Большое Савино". "Базэл аэро" самый слабый кандидат, стоит посмотреть на аэропорт "Пашковский" (Краснодар), который почти не изменился с приходом холдинга Олега Дерипаски. "Базэл аэро" только сейчас начал отбор проектировщика. Успехи в реконструкции сочинского аэропорта тоже нельзя поставить в заслугу компании, свою роль сыграла Олимпиада. Конкуренцию "Аэропортам регионов" мог составить только "Новапорт", поэтому выбор инвестора вполне логичен", – сообщил Накануне.RU независимый эксперт по рынку авиаперевозок Алексей Синицкий.

Но логичность выбора не означает законность процедуры. Как рассказал Накануне.RU юрист Пермской городской коллегии адвокатов Анатолий Бублик, соглашения, подобные меморандуму, подписанному для строительства терминала, часто оспариваются в арбитражный судах. Заключение такого документа, по мнению адвоката, связано с желанием скрыть сделку от различных ведомств: "Инвестиционный меморандум – это только намерения, сама приватизация еще не началась, нет никаких документов, актов, имущество не передано. Сейчас даже нет возможности обратиться в арбитражный суд по аннулированию сделки, потому что меморандум – не правовой документ, и он неподконтролен ни ФАСу, ни судам, это соглашение о намерениях".

Виктору Басаргину грозит административная ответственность и штраф до 30 тыс. руб. Но кроме этого, губернатор Пермского края может попасть под уголовную статью.

"Если в ходе расследования будут выявлены признаки преступления, в том числе это могут быть должностные преступления в виде превышения должностных полномочий, то соответствующие материалы будут переданы в правоохранительные органы, а они уже решат вопрос о привлечении к уголовной ответственности", - сообщил "Эху Перми" заместитель руководителя ФАС Александр Кинев.

По словам Анатолия Бублика, после проверки ФАС меморандум может быть отредактирован и оформлен, как постановление правительства. Этот документ будет публичным, как и все заключенные в его рамках соглашения.



Предыдущие новости на эту тему:

17:26 22.08.2013 ФАС перешла от рекомендаций к делу: из-за предполагаемого сговора Басаргина и "Реновы" по Большому Савино может быть возбуждено производство

15:55 02.09.2013 Приватизации пермского аэропорта объявлен вылет

20:04 04.09.2013 У ФАС серьезные претензии к Басаргину: в отношении него возбуждено дело