Новости
Пермяки о вручении премии фильму "Географ глобус пропил": Этическая составляющая требует оговорок
Общество | Приволжский ФО

Фильм "Географ глобус пропил", снятый Александром Велединским по роману пермского писателя Алексея Иванова, признан лучшим фильмом 2013 г. Кинокартина удостоилась премии "Ника" сразу в пяти номинациях: за лучшие мужскую и женскую роли наградили Константина Хабенского и Елену Лядову, за лучшую режиссерскую работу – Велединского, за лучшую музыку к фильму - Алексея Зубарева.

Фильм рассказывает о жизни пермяка Виктора Служкина, устроившегося в школу учителем географии. На фоне непростых отношений персонажа Хабенского с женой показано, как он вживается в новую для себя роль школьного учителя. Поначалу отношения героя с учениками не складываются, но впоследствии они проникаются взаимной симпатией. Между Виктором Служкиным и одной из учениц развивается что-то наподобие романа, ставшего основной "любовной линией" фильма.

Фильм вызвал неоднозначную реакцию у критиков. Многих удивляло апатичное, трусливое поведение главного героя, которое преподносится режиссером как проявление мужества и смелости. Учитель географии предпочитает бросить все на самотек, избежать ответственности за свои действия. Жена уходит от него к лучшему другу, несовершеннолетняя школьница необратимо влюбляется в своего учителя, второстепенные фигуры тоже, оказывается, нуждаются во внимании персонажа Хабенского. "Хочу быть современным святым. Чтобы я никому не был залогом ничьего счастья и мне бы никто не был залогом счастья", - звучит в фильме безучастный девиз главного героя.

Не обидно ли пермякам за то, что лучшим фильмом прошедшего года стала картина, не самым выгодным образом подчеркивающая жизнь в Пермском крае? У представителя пермского отделения общественного движения "Суть времени" Ильи Роготнева двоякое впечатление по поводу "Географа". "Я считаю, что здесь нужно разделить два аспекта: этический и эстетический. С эстетической точки зрения, фильм действительно достойный. И актерская игра, и режиссура, и сценарий, мне кажется, заслуживают какого-то поощрения. А с точки зрения этики, безусловно, фильм спорный, равно как и книга, на основе которой фильм снят. Во-первых, я знаю, что некоторые фигуранты этой истории опознали себя или своих знакомых как прототипов этого романа, и им это было не очень приятно. Второй аспект – это, конечно, отношения между школьниками, между школьниками и учителем, особенно весьма спорно все, что касается "любовной линии", - пояснил общественник Накануне.RU.

По его словам, опасным было бы желание продвинуть этот фильм в широкие массы. Не каждый зритель его поймет, не говоря уже и о детях, для которых, к слову, в некоторых школах учителя устраивают коллективные походы в кино. "Я считаю, что этот фильм для очень взрослого зрителя. Такого рода фильмы, конечно, не стоит показывать ученикам, это совершенно излишне, потому что должен быть очень высокой квалификации педагог, способный адекватно обсудить содержание этого фильма с учениками. Но тем не менее, эту тенденцию приобщения масс, особенно подростков, молодежи, юношества к такому кинематографу я достаточно редко осуждаю, я считаю, что у нас очень много шедевров отечественного и мирового кинематографа, с которыми бы стоило по-настоящему знакомить школьников. С точки зрения серьезного кино для взрослого ответственного зрителя, я не вижу никаких ограничений: все-таки это не порнография. Такое вот двойственное у меня отношение", - заключил Илья Роготнев.

Анна Смирнова