Возможность делегирования правительством России главы "Итеры" Александра Попова в совет директоров "Газпрома" для многих экспертов стала неожиданностью. Конкуренция между "Газпромом" и "Роснефтью", которой принадлежит "Итера", в последние годы только усиливается. В октябре Игорь Сечин заявил, что "Роснефть" намерена наращивать собственную добычу газа и дойти до показателя в 100 млрд кубометров в год. Уже тогда аналитики называли притязания независимого производителя газа на трубопроводные поставки "отъеданием" доли рынка у "Газпрома".
Новое ослабление позиций "национального достояния" происходит при участии государства, госмонополия не сможет оспорить вхождение Александра Попова в совет директоров, в случае, если его кандидатура будет утверждена на высшем уровне. Каких целей в действительности пытаются достичь федеральные чиновники, продвигая столь неоднозначного кандидата? Мнения экспертов и аналитиков расходятся.
"Роснефть" и "Газпром" являются основными государственными структурами, которые занимаются разведкой континентального шельфа, поэтому необходимо их эффективное взаимодействие, считает эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. Напомним, что компании в 2012 г. заключили соглашение о сотрудничестве по созданию и совместному использованию инфраструктуры при освоении шельфовых месторождений, в рамках которого сейчас работают. Однако, как отмечает эксперт, несмотря на это, между структурами идет серьезная борьба.
"Роснефть" является одним из крупнейших независимых производителей газа и долго сам Сечин лоббировал доступ независимых производителей к газотранспортной инфраструктуре. Введение этих условий, в том числе, должно обеспечить десантирование представителей (в СД, - прим. Накануне.RU). Кроме того, в последнее время между "Роснефтью" и "Газпромом" идет достаточно серьезная борьба за стратегические месторождения, в том числе за шельфовые. Понятно, что десантирование в госкорпорацию представителей "Роснефти" – попытка выстроить канал коммуникации не на уровне первых лиц, а на уровне средних", - рассказал Накануне.RU эксперт.
По словам Абзалова, предложение правительства в конечном счете можно расценивать, как аппаратное поражение "Газпрома" и лично главы правления Алексея Миллера.
Аналитик "Инвесткафе" Григорий Бирг полагает, что ситуация создает конфликт интересов, в котором не должны быть заинтересованы акционеры, в том числе и государство.
"В случае, если Александр Попов пройдет в состав, ему придется совмещать должность в совете директоров "Газпрома" и быть главой конкурирующей с ним компании. Это особенно не вовремя сейчас, когда "Роснефть" ставит цели по существенному увеличению своей доли на внутреннем рынке газа в России. Компания конкретно обозначила свои амбиции конкурировать с "Газпромом", и странно, что государство предложило именно этого кандидата", - прокомментировал ситуацию для Накануне.RU эксперт.
По мнению Бирга, если бы государство преследовало цель получить альтернативный взгляд на бизнес компании, то можно было предложить других менее противоречивых кандидатов. Пока же топ-менеджер "Роснефти" в совете директоров – риск, который заключается в допуске конкурента к деятельности.
"Я сомневаюсь, что понимание "Роснефтью" бизнеса "Газпрома" расширится после вхождения в совет директоров их представителя. Сама по себе практика такая может существовать, но было бы хорошо, если бы правительство назначило кого-то из "Газпрома" своим представителем в "Роснефти" – это было бы справедливее", - сообщил Накануне.RU аналитик ФК "Уралсиб" Алексей Кокин. По его мнению, причина вхождения в совет директоров госкорпорации руководителя "Итеры" – лоббистские способности Игоря Сечина, которому удалось убедить правительство в целесообразности такого назначения.
Отметим, что Александр Попов до руководства "Итерой" был помощником Игоря Сечина в правительстве РФ, когда нынешний президент "Роснефти" занимал пост вице-премьера.