Минфин и МИД внесли в правительство законопроект о ратификации Конвенции ОЭСР о взаимной административной помощи по налоговым делам, подписанной Россией в 2011 году. Ратификация этого соглашения даст российским налоговикам возможность шире обмениваться информацией с зарубежными коллегами, право участвовать в налоговых проверках за рубежом и взыскивать задолженность с компаний, имеющих активы в других государствах, пишет "Коммерсантъ". По замыслу Белого дома, присоединение к конвенции поможет выполнению готовящихся сейчас амбициозных планов по деофшоризации экономики.
Ратификация Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам от 1988 года (обновлена в 2010-м, подписана 64 странами, 28 — ратифицирована) была намечена в плановом порядке — в рамках присоединения России к ОЭСР. Однако недавно обнародованные Владимиром Путиным планы по деофшоризации российской экономики актуализировали тему присоединения РФ к этому соглашению. Как сообщается в имеющемся у "Ъ" письме министра финансов Антона Силуанова и главы МИДа Сергея Лаврова премьеру Дмитрию Медведеву, проект закона о ратификации конвенции согласован со всеми ведомствам (включая Минэкономики и ФНС) и готов к внесению в Госдуму.
"Удар по офшорам" сейчас планируется нанести по трем направлениям: это переход к сбору налогов с контролируемых из России офшорных компаний, а также введение запрета на предоставление использующим их структурам любых форм господдержки и заключение с ними госконтрактов. Однако эти меры (прежде всего, желание "приписать" доходы офшоров их российским владельцам) на практике нереализуемы без информации от зарубежных налоговиков. В этом и должна помочь конвенция: 1 июня 2011 года конвенция прямо запрещает ее участникам отказывать в предоставлении информации на основании того, что она составляет банковскую, профессиональную или иную тайну.
Энтузиазм Минфина в этой части подогревает то, что сейчас под давлением крупнейших стран, участниками конвенции становятся и сами офшоры. Так, в мае 2013 года зависимые британские территории (в том числе популярные у российского бизнеса Британские Виргинские острова) согласились на автоматическую передачу данных об операциях резидентов стран G5 (Великобритания, Германия, Франция, Италия и Испания). "Офшоры будут предоставлять нам необходимую информацию, в том числе и об операциях, структурах и счетах, которые находятся под их юрисдикцией",— говорил ранее замглавы Минфина Сергей Шаталов. Суммы возможного "прибытка" госказны от этих мер Минфин традиционно не называет, согласно обнародованному вчера обзору Bank of America Merrill Lynch, планы российского правительства по деофшоризации в случае их выполнения смогут добавить бюджету $5-6 млрд налогов — прежде всего за счет обложения уводимых сейчас от налогов процентов и дивидендов.
Кроме статей об обмене информацией, в конвенции есть нормы об одновременных налоговых проверках в странах-участницах (в том числе и об участии в зарубежных проверках — законопроект о внесении такой опции в Налоговый кодекс РФ Минфин представлял еще в июне 2013 года). Как сообщил замглавы ФНС Алексей Оверчук, у налоговой службы РФ уже есть положительный опыт проведения совместных налоговых проверок с зарубежными коллегами: "Ратификация конвенции создаст условия для более широкого использования этого механизма".
Конвенция позволяет взыскивать так называемую трансграничную задолженность. Если компания имеет налоговые долги в одном государстве, а ее активы находятся в другом, у налоговиков будет возможность наложить арест на это имущество. Впрочем, пока цена этого вопроса невелика. Как сказано в приложении к законопроекту о ратификации, сумма задолженности юридических лиц из стран—участников конвенции перед РФ составляет 6,24 млрд руб. (более всего приходится на Канаду — 1,38 млрд руб. и Турцию — 1,23 млрд). Пока эти долги недоступны для налоговиков РФ "в связи с отсутствием имущества, на которое может быть обращено взыскание, либо в связи с фактическим отсутствием иностранных юридических лиц на территории РФ".
Согласно тексту проекта о ратификации конвенции, Россия готова присоединиться к ней с рядом изъятий. В частности, заявляется о неполной готовности законодательства РФ к применению механизма трансграничного взыскания долгов — поэтому Россия предупреждает, что не будет оказывать помощь по взысканию задолженности по таким платежам, как НДС, акцизы, НДПИ. Кроме того, РФ не будет предоставлять информацию об открытии и закрытии счетов граждан в банках, а также (для ограничения числа запросов) намерена ограничить тремя годами "период правовой помощи в отношении дел, которые подлежат преследованию в соответствии с нормами уголовного права".
Оговорки, аналогичные российским,— о неприменении конвенции к местным или косвенным налогам использовали многие страны. Поэтому то, как будут работать "продвинутые" опции, вроде зарубежных проверок и взыскания задолженности, еще предстоит увидеть. Но в части базовой функции конвенции — обмена информацией — российские фискальные органы получат возможность получения сведений из таких недоступных сейчас юрисдикций, как Белиз, Гибралтар, бывшие Нидерландские Антилы (Синт-Мартен, Курасао, Аруба) и многих других. Что касается задолженности, налоговиков будет интересовать, прежде всего, возможность взыскания не удержанных с нерезидентов у источника в полном размере налогов по дивидендам, процентам и роялти.
В 2013 году конвенцию подписали такие страны, как Лихтенштейн, Сингапур и Швейцария (используются российским бизнесом для создания холдингов). Кроме того, в 2014-м она вступит в силу на Бермудах, Британских Виргинских и Каймановых островах и в ряде других низконалоговых юрисдикций. В ФНС ожидают, что "реализация механизмов конвенции улучшит налоговую прозрачность таких юрисдикций и затруднит возможности их использования с целью вывода налоговой базы из РФ".