Новости
Бывший ректор УрГПУ Борис Игошев: Есть критерии эффективности педвузов, некоторые не вызывают никаких сомнений, но по некоторым есть вопросы
Общество | Свердловская область | Уральский ФО

Уральский государственный педагогический университет (УрГПУ) дважды признан эффективным вузом. Количество бюджетных мест в университете растет вместе с востребованностью и популярностью получаемых профессий, однако, как отмечают специалисты, некоторые критерии оценки эффективности педвузов вызывают вопросы. "Ну что значит привлечение иностранных студентов на наш "бюджет"? Самая главная позиция - на "бюджет" принять тех ребят, которые хотят быть педагогами", - отметил бывший ректор УрГПУ, а ныне научный руководитель вуза Борис Игошев на состоявшейся сегодня пресс-конференции, предает корреспондент Накануне.RU. 

В 2014 году УрГПУ увеличил количество бюджетных мест по сравнению с показателем прошлого года. Так, в 2013 году вуз располагал 1 тыс. 279 бюджетным местом, в этом году их на 43 больше. "У нас в этом плане все в порядке. В прошлом году мы получили больше бюджетных мест, в этом году мы получили их еще больше. Учитывая большой интерес к педагогическому образованию, мы выживем в этой ситуации и будем развиваться дальше. Думаю в этом году у нас все будет хорошо", - отметила и.о. ректора Алевтина Симонова.

Стоит отметить, что по количеству бюджетных мест УрГПУ занимает второе место в Екатеринбурге после УрФУ . Однако, при этом, бюджетные места были предоставлены не для всех направлений педагогического университета. Так, без "бюджета" остались "Информационные технологии" и "Прикладная математика и информатика". По словам руководства вуза, это позиция министерства, которая была сразу обозначена. Данные направления подготовки не имеют аккредитации, поскольку в настоящее время по ним еще нет выпусков. 

Бюджетные места даются вузу по рейтингу, который проводит Министерство образования и науки РФ: является ли вуз эффективным или нет. Кроме того, существует внутренний рейтинг министерства, т.е. внимание обращают на каждое направление подготовки в университете.

Нельзя не отметить, что востребованность и популярность получаемых в вузе профессий также растет год от года. Выпускники педагогического университета нужны везде и речь здесь идет не только о школах и детских садах, но и силовых структурах, министерствах и т.д. 

"Общество нуждается в качественных учителях. Повышение заработной платы, майские указы президента, - они повышают престижность. Реальная коммерческая позиция, она выше и "жирнее", а вот кризис-то ударил, где эти все люди уважаемые оказались? Массовые сокращения, невыплаты зарплат, - они и сейчас продолжаются. А что в школе? Хоть какой кризис, хоть одна школа государственная закрылась или колледж, или вуз? Ситуация стабильности тоже привлекает людей в профессию", - отметил Игошев. 

Он также сообщил, что по оценке правительства Свердловской области УргПУ является базовым вузом для министерства соцполитики и министерства образования. "В рынке сейчас обозначились две тенденции: влияние государства, которое делает заказ, и влияние тебя и твое качество. Вот если есть наше качество по всем позициям, оно же фиксируется в рейтинге в конкретных цифрах. У нас остепененность 92% - это специалисты, которые имеют ученые степени и званиями, подтвержденные федеральными документами. Это один из высших показателей в РФ", - отметил научный руководитель. 

Согласно стратегии развития до 2020 года, УрГПУ себя позиционирует, как региональный центр инновационного педагогического образования. При этом под педагогическим образованием понимается не только подготовка школьных учителей.

"Я считаю, что это как-то очень узко. Иногда даже официальный организации эффективность педагогических университетов оценивают по тому, сколько человек пришло в школу. Сфера педагогики, она очень большая. Наши выпускники работают в органах милиции, приютах, домах социального презрения и т.д. Нашими показателями является наша востребованность. Востребованность той сферы, куда идут наши выпускники, востребованность нас, как образовательной организации, востребованность нас, как организации работодателя. Понятно, что дальше идут профессиональные критерии: качество нашей образовательной деятельности, как таковой, исследования технологии, воспитательного процесса  и т.д", - пояснила Алевтина Симонова. 

Между тем, эксперты отмечают, что некоторые критерии, по которым оценивается эффективность педагогических вузов, вызывают вопросы. 

"Некоторые не вызывают никаких сомнений. Понятно, что вуз должен быть и финансово эффективным и наука должна быть,  но там же есть показатели, которые для учительского  вуза малопонятны. Ну что значит привлечение иностранных студентов на наш бюджет? Во-первых, я вообще плохо понимаю, зачем нужно на бюджет России привлекать иностранных студентов. Во-вторых, возможно это для другого вуза показатель, не для нас. Самая главная позиция - на бюджет принять тех ребят, которые хотят быть педагогами", - выразил несогласие Борис Игошев. 

Между тем, пока эффективность педвузов оценивают по шести критериям. Кроме того, на все стратегические позиции накладываются четкие цифры. Так, балл ЕГЭ должен быть не ниже определенной средней цифры, то же самое касается поступления денег, не должно быть ниже конкретных показателей и трудоустройство на работу.

"Мы должны эти критерии соблюдать, потому что позиция неэффективного вуза приводит к страшным последствиям", - подытожил научный руководитель УргПУ. 

Напомним, что согласно рейтингу эффективности вузов в 2013 году, признаки неэффективности были обнаружены у двух свердловских университетов: Екатеринбургской академии современного искусства (муниципальное учреждение) и Европейско-Азиатского института управления и предпринимательства (негосударственное учреждение). Кроме этого, в список попали ряд филиалов государственных и частных вузов в таких городах как Каменск-Уральский, Первоуральск, Североуральск, Краснотурьинск и другие. 

Ирина Гордеева