АСВ подсчитало что за второе полугодие 2013 года в 14 банках с отозванными лицензиями было выявлено 9116 операций искусственного создания вкладов физлиц на общую сумму 4,6 млрд рублей, пишет РБК daily.
Самый большой объем фиктивных вкладов АСВ зафиксировало в "Инвестбанке" - 1,37 млрд рублей из общей суммы выплат вкладчикам в 30,6 млрд рублей. А вот "Мастер-банк" - лидер по размеру ответственности перед вкладчиками (выплаты составили 31,2 млрд рублей) - показал один из самых низких уровней фиктивных депозитов. Их было всего 22 на сумму 13,8 млн рублей.
Практика создания фиктивных вкладов получила широкое распространение в кризис 2008 года. С этого момента до второго полугодия 2013 года АСВ обнаружило фиктивные вклады более чем на 15 млрд рублей.
Критерий отнесения вкладов к фиктивным прост - они формируются в момент образования у банка картотеки: ситуации, когда кредитная организация перестала проводить платежи. Замгендиректора агентства Андрей Мельников пояснил, что большинство подозрительных операций с депозитами во втором полугодии 2013 года шли "лавинообразно" и, судя по их характеру, с участием сотрудников банков.
Как и раньше, АСВ готово оспаривать требования квазивкладчиков в суде. По судебной практике АСВ выигрывает 90% дел по оспариванию претензий на страховое возмещение. Эксперты считают, что и в будущем судебная практика заметно не изменится.
Напомним, что вкладчикам "Инвестбанка" Агентство по страхованию вкладов, по предварительным оценкам, выплатит 29,4 млрд рублей, БПФ и "Смоленского" - 12,3 млрд и 9,3 млрд рублей. Итого 51 млрд рублей.
Тогда же Мельников не исключал, что в "Смоленском" и БПФ перед отзывом лицензий проводились махинации со вкладами. Наибольшую обеспокоенность у регулятора вызывал БПФ: когда представители ЦБ пришли в банк, то обнаружили, что все данные с серверов стерты.
Напомним также о масштабном случае с фальсификацией вкладов, который АСВ выявило ранней весной 2013 года. Тогда дагестанские банки "нарисовали" себе несуществующих вкладов более чем на 10 млрд рублей.
Масштабы фальсификации в дагестанских банках оказались беспрецедентны: фиктивны в них не только вклады граждан, но и кредиты, и ценные бумаги, и касса. Даже аресты по уголовным делам накладывались на несуществующее имущество.