Новости
Госдума устроила молчаливый бойкот тюменцам. Проигнорировав послание Путина, депутаты оставили муниципалитеты в статусе иждивенцев
Политика | Ханты-Мансийский АО - Югра | Ямало-Ненецкий АО | Тюменская область | Уральский ФО | В России

На состоявшемся на днях заседании Госдумы депутаты рассмотрели инициативу коллег из тюменского областного парламента. Они предложили лишить муниципалитеты дотаций из регионального и федерального центра, заменив их на дифференцированные ставки отчислений налоговых доходов из вышестоящих бюджетов. Несмотря на то, что тюменцы не словом, а делом поддержали установки федерального центра, депутаты устроили им молчаливый бойкот, передает корреспондент Накануне.RU.

Суть изменений в том, что субъект сможет направлять налоговые доходы в муниципалитеты, руководствуясь успехами глав в пополнении собственной налоговой базы, а также финансовым положением территории. Для внедрения этой инициативы тюменцы предложили внести поправки в Бюджетный и Налоговый кодексы РФ и закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Инициатором поправок стала фракция ЛДПР, ее лидер Владимир Сысоев присутствовал на заседании Госдумы. Формально парламентарии отклонили проект, хотя из итогов голосования видно, что депутаты его, скорее, проигнорировали. Из 449 депутатов не приняли участие в голосовании 379 – это фракция "Единой России" в полном составе, депутаты КПРФ за исключением Николая Езерского, представляющего в думе интересы Свердловской области, и большинство членов "Справедливой России". За проект проголосовали все 56 членов фракции ЛДПР, в общем же инициатива тюменцев нашла поддержку 71 парламентария. Примечательно, что против поправок не проголосовал ни один депутат.

законопроект об установлении дополнительных нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов в местные бюджеты, Тюменская областная дума|Фото: vote.duma.gov.ru законопроект об установлении дополнительных нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов в местные бюджеты, Тюменская областная дума|Фото: vote.duma.gov.ru

"Мне непонятная позиция сопредседателя комитета (в роли содокладчика выступил член комитета по бюджету и налогам Госдумы Дмитрий Ушаков, - прим. Накануне.RU). Он сказал, что нельзя вводить в кодексы понятие "дополнительные дифференцированные нормативы", но оно уже существует для НДФЛ и акцизов. Второй его аргумент – на распределение будет влиять отношение главы субъекта к руководителю того или иного муниципального образования. Но сегодня это влияние существует и выражается в трансфертах, которые распределяются в муниципалитеты", - недоумевает Владимир Сысоев.

Трансферты делают муниципалитеты иждивенцами, а замена их на нормативы даст главам стимул к развитию. Пока же власти на местах в нем не заинтересованы, считает заместитель председателя комитета по бюджету и налогам Тюменской областной думы Михаил Селюков:

"Следует сказать, что уже на протяжении многих лет наполняемость местных бюджетов оставляет желать лучшего. Основной источник поступления в местные бюджеты – это финансовые вливания из региональных бюджетов. К сожалению, так сейчас "построено" федеральное законодательство. Поэтому органы местного самоуправления не заинтересованы в экономическом развитии муниципальных образований, их основная цель – как можно больше получить региональных бюджетных ассигнований. Хотя сложившаяся зарубежная практика говорит об обратном. Эффективна система управления там, где власть, наиболее приближенная к населению, обладает собственными достаточными экономическими и финансовыми ресурсами для обеспечения насущных потребностей жителей".

В пояснительной записке к проекту тюменцы отметили, что изменение общих правил позволит учитывать специфику инфраструктурного и экономического потенциала территорий. Так, для Тюмени с профицитным бюджетом может быть установлена ставка в виде 60% налогов, а для Ишима – 100%. Сейчас распределение дотаций проходит по общим правилам без учета бюджетной обеспеченности.

"Сегодня все муниципалитеты Тюменской области являются дотационными. Наша идея в том, чтобы они стали более самостоятельными в финансовом смысле. Создавая налоговый потенциал и новые рабочие места, привлекая инвестиции, власть будет видеть плоды своего труда через увеличение налогов, дополнительно поступающих в местный бюджет. Тогда муниципалитеты будут, например, выдавать разрешение на строительство не за год, а за две недели, потому что у глав возникнет прямая заинтересованность в увеличении налоговых поступлений", - объяснил Сысоев.

Партийная установка "единороссов" тюменскую делегацию удивила, ведь поправки напрямую связаны с тезисами муниципальной реформы, о которой президент РФ Владимир Путин заявил в ежегодном послании Федеральному собранию.

"Повторю, считаю важнейшей задачей уточнение общих принципов организации местного самоуправления, развитие сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах. И такую работу мы должны начать и в основном законодательно обеспечить уже в следующем, 2014 г. – в год 150-летия знаменитой Земской реформы", - сказал президент.

Владимир Путин акцентировал внимание на несоответствии ресурсов муниципалитетов и их ответственности. Депутат Госдумы от ХМАО Павел Завальный посчитал эту мысль президента одной из наиболее важных, о чем рассказал Накануне.RU еще в декабре:

"Муниципальные полномочия должны быть более четко определены во всех субъектах Российской Федерации и все полномочия муниципального уровня должны быть обеспечены финансированием. Эта мысль прозвучала очень четко". 

Однако, руководствуясь отрицательным заключением правительства, "единоросс" воздержался при голосовании. Помимо членов ЕР, избранных от Тюменской области и субъектов, входящих в ее состав, свое мнение по проекту не высказал член КПРФ Вячеслав Тетеркин. По мнению депутата от ХМАО Михаила Сердюка, предложение тюменцев нужно донести до коллег.

"Нужно слушать регионы и опираться на них. Мои коллеги не все это осознали. Регионы задыхаются от дефицитов. Если они еще и не являются дотационными, то уже принимают дефицитные бюджеты. Перераспределение денежных средств в сторону региональных, и тем более муниципальных бюджетов, как нельзя оправдано. Указы президента не будут выполнены, если на них нет средств, и говорить о том, что на местах что-то можно сделать, когда нет денег – бессмысленно. Поэтому я поддержал коллег и считаю, что необходима радикальная реформа межбюджетных отношений. Потому что сейчас бюджет в регионах – как лоскутное одеяло: латать – не за что хвататься", – рассказал Накануне.RU депутат.

Алёна Ласкутова