Инициатива Министерства экономического развития России по запрету финансирования монополиями инвестпограмм за счет тарифов уже встретила сопротивление со стороны Федеральной службы по тарифам.
Замруководителя ФСТ Ольга Аллилуева заявила, что ведомство "категорически против", и отправило свою позицию в правительство. Между тем конкретной информации о том, какие меры еще предложило МЭР помимо привлечения займов для инвестпрограмм, нет. Оттого, очередную инициативу, направленную на повышение эффективности работы естественных монополий, эксперты комментируют с осторожностью. Реальным выходом из ситуации раздувания монополиями расходов и роста корпоративного воровства экономисты видят не ограничение источников для инвестиций в бизнес, а усиление контроля со стороны Счетной палаты, парламента и других ведомств.
В проекте первоочередных мер социально-экономического развития, подготовленного МЭР, содержится мера, запрещающая естественным монополиям направлять средства, полученные за счет тарифов, на инвестиционные программы. Вместо этого Минэкономразвития предлагает брать займы, и уже их гасить средствами, извлекаемыми из цен на свои услуги. По сообщению "Ведомостей", в конечном счете, направление на инвестпрограммы заимствованных средств повлечет за собой повышение эффективности вложений, так как монополии не захотят переплачивать за ненужные направления программ. По мнению экономиста Владислава Жуковского, предложение МЭР попахивает популизмом, хотя цель его – благая.
"Нужно понимать, что заемные ресурсы – не безвозмездные деньги. Все кредиты даются на платной, возвратной и залоговой основе, другими словами они даются под ссудные проценты, которые нужно будет заемщику вернуть. Соответственно ставка по ним будет достигать 6%-7% годовых, а, учитывая сроки окупаемости проектов и крайне негативную макроэкономическую ситуацию, могут достигать и 10%. Совершенно очевидно, что российские монополисты – будь то РЖД, "Росссети", "Транснефть", "Газпром" – все компании будут перекладывать премии издержек на плечи рядовых граждан и промышленных предприятий. Они по той же производственно-технологической цепочке переложат издержки на конечных потребителей. Само решение не скажется на снижении темпов роста тарифов естественных монополий, на их эффективности и контроле за расходованием средств. Воровать деньги можно совершенно блестяще, как свои собственные, полученные в результате повышения тарифов, так и заемные", - поделился своим мнением с Накануне.RU экономист Владислав Жуковский.
Предложение МЭРа может иметь разные последствия для монополий. Так, аналитик "Инвесткафе" Андрей Шенк не представляет, как РЖД может оплачивать инвестпрограмму только за счет заемных средств. Тариф – основной и чуть ли не единственный источник прибыли компании.
"Объем программы РЖД довольно большой, и если всю инвестпрограмму оплачивать за счет наращивания долгов, то в перспективе какого-то времени РЖД начнет генерировать убытки из-за дорогих займов и потеряет возможность финансировать даже обязательную часть инвестпрограммы. В случае с РЖД должны быть найдены компромиссы, чтобы частично финансировалась программа за счет тарифов, частично – за счет заемных средств", - рассказал Накануне.RU эксперт.
Рост тарифов, как РЖД, так и других монополий, контролируется государством, поэтому резкого их повышения или регулярной индексации из-за увеличения кредитной нагрузки быть не должно.
"Очень мало информации, сложно оценить, какой проект мы получим в итоге. Очевидно, что компании будут искать способы для сокращения издержек на инвестиционные программы, что уже было сделано из-за заморозки тарифов. Вероятно, "Газпром" и "Транснефть" возьмут под контроль свои инфраструктурные проекты, которые уже наделали много шума из-за завышения цен. Естественным монополиям есть на чем сэкономить. Но инициатива МЭР может привести лишь к поверхностному сокращению издержек. Без системного контроля глобально ситуация не изменится", - прокомментировал Накануне.RU аналитик по нефти и газу Виктор Стреков.
Системный контроль должен выражаться в общей для всех монополий программе по оптимизации и проверках со стороны контролирующих органов. По словам Жуковского, без этого российские монополисты не будут заниматься повышением эффективности, а будут набирать все новые займы.
"Необходимо провести полное раскрытие структуры себестоимости оказываемых нашими монополистами услуг, детальный анализ структуры их тарифов, прежде всего инвестиционные компоненты. Именно в инвестиционные составляющие тарифов вшиваются разного года непроизводительные расходы, на которых весьма успешно распиливают средства акционеры монополий, а также колоссальная армия подрядчиков и субподрядчиков. Еще одна мера – ужесточение контроля за всеми российскими монополиями, большая часть которых является государственными, находится в подчинении под контролем и в собственности государства. Прежде всего нужно усилить контроль со стороны Счетной палаты, парламента, помимо этого есть правоохранительные органы", - говорит экономист.
По словам Владислава Жуковского, в условиях ухудшения макроэкономической ситуации российские чиновники в конце концов будут вынуждены взять под контроль монополии и вводить новые жесткие меры.