Год культуры в Тюменской области начинается с реформ в театральной сфере. Губернатор Владимир Якушев подписал распоряжение "О реорганизации государственных автономных учреждений культуры Тюменской области", согласно которому два драмтеатра, филармония, театр кукол и дом культуры станут единым холдингом "Тюменское концертно-театральное объединение". Тюмень вновь становится площадкой для масштабного эксперимента, до сегодняшнего дня ни одна область не смогла поселить своих театралов под одной крышей общего юрлица, хотя эту идею поддерживали известнейшие представители российской культуры. Пока же федерация с опасением смотрит на инициативу северян: озабоченные письма прислали Союз театральных деятелей и Минкульт. Тюменские же театралы, похоже, смирились с решительным настроем властей, и ждут начала эксперимента, передает корреспондент Накануне.RU.
Впервые об объединении государственных учреждений культуры Тюмени и области заговорили в 2013 г. Идея департамента культуры казалась невероятной: в рамках одного предприятия должны были работать учреждения разной направленности – Большой тюменский драматический театр, Тобольский драматический театр им. Ершова, Тюменская филармония, Тюменский Театр кукол, и дом культуры "Нефтяник" им. Муравленко. Аналогичных холдингов нет в России, поэтому правительство опиралось на европейский опыт. По замыслу чиновников, такое слияние увеличит эффективность работы.
"У каждого из этих учреждений хорошие современные здания, также есть небольшой массив сооружений. Нам нужно, чтобы применялся современный подход к использованию этого имущественного комплекса: эффективное использование энергоресурсов, техническое обслуживание, анализ загруженности залов. Работы должны вестись в комплексе, у всех учреждений много взаимопересекающихся тем. Это одна из причин, почему и возникла идея объединения площадок", - рассказала Накануне.RU директор департамента культуры Тюменской области Юлия Шакурская.
Помимо этого, по мнению чиновников, слияние позволит наладить между театрами обмен актерами, упорядочить гастрольные графики и избежать повторов в репертуарах.
"Наши культурные учреждения традиционно взаимодействуют между собой. Люди со стороны воспринимают театры, филармонию как учреждения разной направленности. У нас же все они уже живут единой семьей", - объясняет Шакурская.
В числе "людей со стороны" оказался Союз театральный деятелей, председатель которого Александр Калягин поспешил вступиться за коллег по цеху. Он направил на имя губернатора области письмо с просьбой не торопиться с решением о создании холдинга. Актер опасается, что театры станут "прокатными площадками" для столичных гастролеров.
"У нас есть замечательная пословица: "заставь дурака Богу молиться, он лоб расшибет". Я думаю, что только так можно расценить действия ретивых чиновников, занимающихся вопросами культуры области, которые решили взяться за исполнение президентского Указа №597 от 7 мая 2012 г. Надо бы им внимательнее вчитаться в текст указа. Там речь идет о возможной реорганизации неэффективных организаций. Но реорганизовать решили как раз эффективно работающие театры. Причем, их эффективность напрямую связана с тем, что они имеют и творческую и хозяйственную самостоятельность. Но собранные под одну крышу они потеряют самостоятельность и станут структурами некоего монстра, в чью успешность я мало верю", - написал Калягин.
Письмо Владимиру Якушеву актер направил 24 декабря, а уже через три дня Владимир Якушев подписал распоряжение о создании холдинга. Комментируя по просьбе журналистов письмо Калягина, губернатор жестко обозначил свою позицию – решения в Тюменской области принимает только он.
"Я с уважением отношусь к мнению и позиции этого человека, но что касается принятия управленческих решений в рамках собственных полномочий, я оставляю это право за собой. Были серьезные опасения, как бы такое объединение не повлияло на творческую деятельность. Но все управленческие решения, которые будут приняты, естественно, не повлекут за собой последствий, способных повлиять на творческую деятельность коллективов. Они будут связаны только с упрощением управления этими структурами и сокращением административно-управленческого аппарата. На жизни артистов это никак не отразится, поэтому я думаю, что переживания излишни", - сказал губернатор.
На это надеется и директор Большого тюменского драматического театра Сергей Осинцев. Он рассказал Накануне.RU, что объединение не повлияет на количество актеров или творческих цехов в учреждениях. Измениться может только состав управленческого персонала.
"В первую очередь пострадает управленческий аппарат, который будет слегка сокращен или перепрофилирован для того, чтобы грамотно распределить всех сегодняшних заместителей. У каждого из нас (руководителей театров, - прим. Накануне.RU) около пяти заместителей, в новой структуре их будет меньше. Появится один генеральный директор, остальные станут замами и директорами соответствующих подразделений. Да, учреждения культуры потеряют свой юридический статус, но самостоятельность в выборе репертуара и в выборе развития останется. Никто не будет влиять на творчество, у каждого будет свое направление деятельности, и это очень важно", - считает Осинцев.
В департаменте поясняют, что часть работников административного корпуса будут занята в "инновационных" направлениях деятельности творческого объединения: " В структуре театров не было отдела по развитию международных связей. Сейчас мы хотим сделать на это ставку. Появилось он-лайн вещание, виртуальные залы – их тоже нет в классическом виде, но направления востребованы. Люди, которые дублируют какие-то функции, будут их развивать. Мы заинтересованы сохранить всех специалистов".
Руководитель Тюменской филармонии Михаил Бирман видит основной минус именно в утрате учреждениями культуры юридической самостоятельности, что отразится на управленческом звене.
"Все это объединение – оптимизация управленческой сферы. Оно никак не должно отразиться на специфике работы учреждений и творчестве. Основные плюсы – единая государственная политика на всех площадках, общая материальная база. Единый творческий ресурс позволит ставить совместные вещи и использовать все творческие силы в гастрольной деятельности и на "стационарах", - рассказал Накануне.RU Михаил Бирман.
Празднование 50-летия Тюменской филармонии
Директор театра кукол Василий Пустыльников пока воздерживается от оценки влияния холдинга на эффективность работы театров. В беседе с Накануне.RU он объяснил, что необходимо понять, по какой схеме будет существовать новая организация. Ранее директор высказывал опасения, что его работники могут лишиться профессиональных льгот после изменения юридического лица театра
"В театре кукол у актеров-кукловодов существует льготная пенсия. Я боюсь, что если вместо словосочетания "театр кукол" в штатном расписании появится "концертное объединение", то льготной пенсии не будет", – говорил Василий Пустыльников.
Сейчас чиновники в ежедневном режиме ведут переговоры с театрами, собирая информацию об условиях работы служащих. По словам директора департамента, в рамках объединенной структуры по максимуму сохранится весь социальный пакет, более того, творческим работникам сулят повышение заработной платы. Повышение эффективности подразумевает под собой экономию, по предварительным оценкам, оптимизация сохранит в бюджетах учреждений до 20 млн руб. Деньги будут направлены как на новые постановки, так и на повышение зарплат.
Несмотря на все плюсы, о которых говорят региональные чиновники, их коллеги из Минкульта РФ крайне обеспокоены новаторскими настроениями губернатора. Письмо на имя губернатора направил первый заместитель министра культуры Владимир Аристархов.
"Минкультуры России считает, что сложившаяся ситуация может негативно повлиять на динамику показателей обеспеченности учреждениями культуры и соблюдение социальных нормативов и норм, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.07.2007 № 923-р", - говорится в письме. Напомним, ранее негативное отношение культурного сообщества и федеральной власти помешало осуществить подобный проект художественному руководителю Мариинского театра Валерию Гергиеву. Он планировал объединить Российский институт истории искусств, Петербургскую консерваторию им. Н.А. Римского-Корсакова, Академию русского балета им. А.Я. Вагановой.
Большой тюменский драматический театр
Тюменские деятели против создания объединения пока не протестуют. Наоборот, в его создании руководители видят решение некоторых своих внутрицеховых проблем. По словам Сергея Осинцева, работа в рамках одного юридического лица устранит существующую конкуренцию и "товарно-рыночные" отношения между коллективами:
"Мы надеемся, что будет еще больший расцвет культуры в Тюменской области. Объединяются не только здания и активы, объединяются творческие коллективы с точки зрения возможности работы на разных площадках и в разных проектах. Объединятся технические базы и если раньше учреждения между собой в чем-то конкурировали и пытались заработать даже на сдаче друг другу в аренду материальных ценностей, то сейчас деньги будут оставаться внутри каждого учреждения. Насколько это будет эффективно – зависит от менеджмента, который будет управлять учреждением. Все сегодняшние директора учреждений опытные и профессиональные люди, я думаю, что мы справимся, и больших проблем с этим не будет".
С должностью директора "Тюменского концертно-театрального объединения" в департаменте еще не определились, обсуждается несколько возможных кандидатур. Предполагается, что пост займет один из руководителей структур, входящих в холдинг. Согласно распоряжению губернатора, официально учреждение должно появиться к 1 апреля 2014 г.