Газета "Ведомости" обнаружила коммерческую фирму, которая управляет активами семьи вице-премьера правительства России Игоря Шувалова и некоторое время распоряжалась офисными площадями в гостинице "Москва" стоимостью не меньше 100 млн долларов.
Как выяснилось, в прошлом году Шувалов и его супруга Ольга перевели свои зарубежные активы в Россию. По генеральной доверенности их адвокаты создали два юрлица - "Открытые активы" и "Сова недвижимость". В обеих компаниях у Шувалова и его жены по 49%.
В августе прошлого года "Открытые активы" приобрели "Деловой центр", которому принадлежит 10 257 кв. м на этажах с 5-го по 10-й (не считая машино-мест) гостиницы "Москва". Там и находятся офисы стоимостью около 100 млн долларов.
На этой неделе ФАС разрешила "Деловому центру" сменить владельца. Компанию покупает "КСП капитал", руководит которой давний знакомый Шувалова Сергей Котляренко.
Последний объяснил, что управляет активами семьи Шуваловых и принял решение о покупке "Делового центра" компанией "Открытые активы", но потом понял, что актив не совсем соответствует стратегии, выбранной для инвестиций Шувалова.
"Деловой центр" вернулся прежнему владельцу, а затем компания, принадлежащая Котляренко, приобрела "Деловой центр" для последующей его упаковки в паевой инвестиционный фонд и предложения нескольким портфельным инвесторам паев этого фонда.
Мнения юристов по поводу законности этих действий разделились. Адвокат Генри Резник и адвокат фирмы "Хренов и партнеры" Дмитрий Лобанев считают, что госслужащие не могут быть учредителями коммерческой компании.
"Насколько я понимаю сегодняшнюю антикоррупционную концепцию, регистрируя коммерческую фирму, чиновник становится участником, это накладывает на него отпечаток заинтересованности", - полагает партнер Paragon Advice Group Александр Захаров.
Отдельно вопрос создания госслужащими юрлиц в законодательстве не прописан, рассуждает представитель фирмы "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры" Андрей Порфирьев. С одной стороны, госслужащему разрешено заниматься только научной, творческой и образовательной деятельностью, если она оплачивается, но с другой - факт учреждения - это "неоплачиваемая деятельность".
Кроме того, в статье 10 закона о противодействии коррупции есть прямое указание госслужащим передавать активы в доверительное управление, а в статье 12.3 этого же закона - передавать их только при конфликте интересов или его угрозе. По мнению Порфирьева, если договор о доверительном управлении был подписан сразу после регистрации предприятия, то нарушения нет.