Новости
Рекламу проституток подведут под уголовную ответственность. Но их крышеватели не унывают
Общество | В России

Жалобы москвичей на агрессивную рекламу столичных проституток, которую навязывают вместе с бесплатным журналом «Флирт» и его многочисленными «клонами», наконец услышаны. Правительство дало поручение МВД, ФАС и Минкомсвязи рассмотреть возможность введения уголовной ответственности сроком до 5 лет за рекламу услуг проституток в СМИ.

"Известия" выяснили, кто стоит за скандальным журналом и какие прибыли получают его издатели, с которыми третий год подряд борется Роскомнадзор. В конце декабря ведомство по решению суда закрыло «Флирт в большом городе», несмотря на это, в январе Москва вновь оказалась завалена этим журналом с полуобнаженными девушками и их телефонами.

- Это издание словно гидра, у которой отрастают новые и новые головы, - говорит Вадим Ампелонский, официальный представитель Роскомнадзора. - Наших полномочий недостаточно, чтобы на законных основаниях прекратить их распространение. "Флирты" позиционируют себя как информационно-рекламные издания. В судах мы последовательно доказываем, что это эротические журналы, и прекращаем действие их свидетельств о регистрации СМИ. Но через какое-то время появляются новые клоны "Флирта" - формально отказать им в регистрации мы не имеем права.

"Как же меня балуют! Уикенд в Дубае. Шоппинг без ограничения! И самое главное, новая шубка из шиншиллы. И после: «Любимая, что ты хочешь на день рождения? – пишет на своей страничке Стася Казакова. Стася любит роскошные платья, свежих устриц и черную икру. Казакова недавно переехала в новую квартиру на Тверской, а выходные часто проводит в Дубае. Об этом она с удовольствием рассказывает в соцсетях.

В прошлом году Станислава Казакова стала учредителем двух журналов – «Флиртим» и «Флирт мини». Она же представляет в судах интересы других хозяев «Флиртов», которые, как выяснили «Известия», тоже часть большого семейного бизнеса. Анастасия Зяблицева из Североуральска - учредитель «New! Флирт и знакомства» и «Флирт, романтика и любовь!» - сестра мужа Стаси Дмитрия Зяблицева. Еще Зяблицева главный редактор во «Флирте в большом городе», закрытом Роскомнадзором и гендиректор в рекламной компании «Анзор», названной в честь ее супруга Анзора из Узбекистана.

Источники в МВД утверждает, что мозгом «флиртов» является именно "брат Дима" - Дмитрий Зяблицев. Но в учредительных документах журналов он не светится. На него оформлена фирма «Лира и Компания», которая нанимает распространителей журнала. Сам Зяблицев разговаривать с журналистами не захотел.

Юридический адрес «Лиры» совпадает с пропиской «флиртов». Фактически же «Лира» занимает офис в самом центре Москвы на 2-й Тверской Ямской. Этот же офис указан на сайте компании «Семпер Фиделис», которая занимается микрокредитованием населения - выдает займы под 730% годовых.

В «Семпер Фиделис» заявили, что сейчас офис на 2-й Тверской-Ямской закрыт на ремонт, приглашая за деньгами в другое место. Однако именно по этому адресу и проводят собеседования будущих распространителей «Флирта» сотрудники «Лира и Компания».

Бизнес-центр на Тверской-Ямской с арендой $700 за квадратный метр. На первом этаже - охранник в несвежей рубашке. В офис 608, куда зазывают на собеседование в «Лиру», так просто не попадешь. Корреспондент пошел туда устраиваться на должность супервайзера.

В комнатушке только девушка Юля, она проводит соискателей на собеседование, на котором часто присутствует директор Дмитрий Львович (тот самый Зяблицев).

Бороться с «Флиртом» и его многочисленными клонами Роскомнадзор начал два года назад после многочисленных жалоб москвичей на агрессивную рекламу проституток. Яркий журнальчик с объявлениями от девушек, которые ищут близких знакомств, как таракан, лезет из всех щелей. У станций метро его раздают молчаливые замерзшие выходцы из Африки, у супермаркетов - гастарбайтеры из Средней Азии.

Этим летом распространителей «Флирта» попытались выдавить с улиц православные активисты из общественного движения «Божья воля». Они отлавливали «флиртистов», проводили с ними задушевные беседы и заставляли раздавать прохожим листовки о христианском браке, целомудрии и необходимости запрета абортов. Но беседы и листовки не помогли. Активисты исчезли, а распространители остались. Более того, издатели журнала провели показательную промоакцию - несколько дней на улицах Москвы «Флирт» предлагали девушки модельной внешности в коротких юбчонках.

Павла Шапкина из Национального союза защиты прав потребителей так достали эти журналы, а так же то, что на них вечно натыкаются его дети, что он тоже написал в правительство - мол, пора уже ввести за такую рекламу уголовную ответственность.

Судебные баталии Роскомнадзора все-таки сделали свое дело: журнал запечатали в пленку и пометили «18+», а с обложек убрали «обнаженку». Теперь там красуются невинные объявления вроде «жена на час: уборка, стирка, глажка, готовка - 24 часа в сутки». Правда, по указанным телефонам уставший женский голос сообщил, что предоставляют они совсем другие услуги – интимного характера.

"Журнал «Флирт» и его производные - это бумажная версия нескольких сайтов, рекламирующих московских проституток, - рассказывает оперативник МУРа. – А указанные в объявлениях телефоны являются «дежурными», по которым приятный женский голос примет у клиента заказ".

По его словам, публикуемые в объявлениях «дежурные» телефоны принадлежат «девочкам», работающим в бригадах, которых кроме сутенеров «крышуют» и правоохранители - они оберегают покой и членов сексуального «профсоюза», и предприимчивых издателей «Флирта».

Но это лишь часть большого бизнеса, утверждает собеседник в МУРе, где журналам и рекламе в интернете отводится роль связующего звена между потребителями секс-услуг и представительницами древнейшей профессии.

– Уж слишком хорошо у них построена логистика распространения у станций метро, где людей, предлагающих взять журнал, не «гоняют» коллеги из территориальных отделов полиции и по охране метрополитена, - объясняет оперативник. - Это очень прибыльный бизнес , чтоб его перестать «крышевать». Да, со столичных улиц «девочки» перебрались в теплые квартиры и связываться с клиентами они могут только при помощи телефонов и интернета, в чем им и помогают сайты и журналы.

Проститутка оставляет себе 25-50% от полученных от клиента денег. Средняя такса за час «работы» в Москве - 3-4 тыс. рублей.

- Остальное идет организаторам «бизнеса» и на рекламу в журнале «Флирт», сайтах, сутенеров, «крышу» и прочие административные расходы, - рассказывает полицейский. - База "жриц" одна - одинаковые телефоны "гуляют" и в интернете, в журналах.

Эксперты высоко оценивают возможность введения уголовной ответственности за рекламу проституток.

- Попытка ввести рекламную деятельность по ряду направлений в русло, не оскорбляющее нравственность, смотрится довольно естественно, - говорит вице-президент Гильдии издателей Василий Гатов. – Но это вне всяких сомнений принесет ощутимые потери рекламной доли выручки для многих СМИ. И в первую очередь региональных, где она за счет подобных объявлений достигает 10-15%. В принципе не смертельно, однако с учетом того, что с 1 января уже запрещена реклама медицинских услуг, которая приносила региональным СМИ до 25% всей выручки, это может поставить на грань выживания многие издания в средних (до 500 тыс. жителей) российских городах.

При этом «специализированные» издания, против которых формально и направлены эти инициативы, вряд ли пострадают, считает Гатов.

- «Специализированные» издания, как правило, находятся в серой зоне, и чтобы их издателей привлечь хоть к какой-то ответственности, нужно проводить серьезные оперативно-розыскные мероприятия. Будет ли полиция проводить такие расследования – большой вопрос, - говорит эксперт.

Между тем, в Госдуме уже готовы рассмотреть эти поправки.

- По-моему, такие карательные меры по отношению к объявлениям не нужны, издатели сами должны «фильтровать» такой контент, невзирая на возможную прибыль от них, - говорит первый зампред комитета Госдумы по информационной политики и СМИ Андрей Туманов. – Но если поправки будут официально внесены в Госдуму, скорее всего их примут.

Вице-президент Ассоциации коммуникационных агентств России Владимир Евстафьев считает, что вводить уголовную ответственность для издателей таких журналов поздно, потому что вся реклама интим-услуг ушла в интернет.

- Смешно бороться с печатными изданиями, это как придумывать ограничения для лошади с телегой, когда уже есть гоночные автомобили, - иронизирует Евстафьев.

Станислава Зяблицева, учредитель и юрист «Флиртов» говорит, что бояться им нечего, потому что законов они не нарушают.

- Вот если изменят закон, тогда и будет думать, что делать и как издавать журнал, - не унывает она. – Что-нибудь точно придумаем.