Гендиректор "Рособоронэкспорта" Анатолий Исайкин заявил, что экспорт вооружений продолжает расти, даже несмотря на нестабильность на Ближнем Востоке, и бьет рекорды. Эксперты считают, что это результат комплексного подхода к развитию оборонки и концентрации усилий на развитии высоких технологий в этой сфере, передает корреспондент Накануне.RU.
По словам Исайкина, "Рособоронэкспорт" превысил в этом году плановые показатели в $13 млрд и "наторговал" на $13,2 млрд – это в четыре раза больше результата 2001 года. Всего портфель заказов спецэкспортера превышает $38 млрд. Поставки осуществляются в 60 стран мира, а Россия сохраняет за собой титул второго в мире экспортера вооружений, уступая лишь США, рассказал Исайкин в интервью "Коммерсанту".
При этом, стоит отметить, что интерес к российскому оружию не ослабевает – только за 2013 год было заключено 1,2 тыс. контрактов.
По мнению бывшего советника замгендиректора "Рособоронэкспорта", зампреда комитета по промышленности Госдумы Павла Дорохина, успехи российской оборонки напрямую связаны с двумя обстоятельствами: концентрацией большей части экспортных функций в руках одной госкомпании, а также созданием вертикально-интегрированных профильных холдингов в структуре "Ростехнологий".
"Та стратегия, которая была избрана еще в начале 2000-х по борьбе за технологичные рынки мирового оружия, она продолжается. "Рособоронэкспорт" – фактически единственный наш спецэкспортер. То, что сконцентрировали именно в этой структуре, а не как было раньше, когда десятки оборонных предприятий выходили на рынки, конкурировать не умели, рынки стали терять, принесло свои результаты. "Ростехнологиям" удалось в результате создания вертикальных холдингов, добиться того, чтобы продукция стала более конкурентоспособна", – отмечает в беседе с Накануне.RU.
Сохранение и даже расширение географии само говорит о том, что растет качество продукции и это тоже положительная тенденция. Сейчас ситуация на мировых рынках вооружений радикально отличается от той, что была во время холодной войны, когда страны третьего мира закупали оружие у своих партнеров, а не у тех, кто делает более конкурентоспособный товар.
"На мировых рынках ничего не продашь, если не будет удовлетворять соотношение цены-качества. У нас еще действуют советские стандарты по 2,5-3-кратному запасу прочности, тогда как цены ниже, чем у основных конкурентов – французов, англичан, американцев. Поэтому, они достаточно остро реагируют на то, что мы их вытесняем с некоторых азиатских и африканских рынков. Не было бы качества – не было бы продаж", – подчеркивает эксперт.
В то же время, за счет поддержки государства и более профессионального продвижения вооружений, участия в международных выставках Россия начинает покорять новые рынки, где десятилетиями доминировали "заокеанские партнеры". Во многом, по мнению эксперта, это позволяет компенсировать утрату рынков во время "арабской весны".
"Были потеряны рынки во время арабской весны, но сейчас более активно идет работа в других азиатских странах – Индонезия, Малайзия, Южная Корея, Вьетнам, наши традиционные партнеры – Индия и Китай. Индия расширяет номенклатуру продукции, там действуют совместные проекты по гиперзвуковой ракете, по самолету пятого поколения, по танковой сборке, по вертолетостроению. Мы компенсируем потерю арабских позиций", – перечисляет Дорохин.
В то же время, политика концентрации оборонки в рамках вертикальных структур и ставка на единого спецэкспортера привели к тому, что в ОПК произошел перекос в сторону экспорта.
"Это единственный высокотехнологичный вид экспорта, в котором Россия борется на равных с основными мировыми державами, в остальных отраслях мы зачастую проигрываем. Поэтому, эту сферу надо четко поддерживать и продолжать ту политику, которая была избрана несколько лет назад, и которая сегодня приносит ощутимый результат", – уверен Павел Дорохин.