Регионы не могут покрыть дефицит доходов консолидированных бюджетов и найти достаточно средств на исполнение майских указов президента. К такому выводу пришли аудиторы Счетной палаты РФ, изучив данные исполнения региональных бюджетов за 9 месяцев 2013 г. Ведомство провело мониторинги достаточности финансовых ресурсов, необходимых для исполнения майских указов президента, и недопоступления налога на прибыль организаций, с которым столкнулись регионы после образования консолидированных групп налогоплательщиков.
Счетная палата отметила, что кабмин до сих пор не оценил затраты бюджетов всех уровней на исполнение майских указов президента. Анализ информации Минфина, отраслевых федеральных министерств и регионов показал, что точных цифр не может дать ни одно ведомство, передает корреспондент Накануне.RU.
"Наиболее острая ситуация складывается с обеспечением реализации Указа № 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг". В консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации предусмотрено чуть более половины (56,2%) необходимых для его реализации средств, что создает риски невыполнения поставленной задачи по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем", - сообщают в СП.
Аудиторы отмечают, что регионы пытаются найти средства, в частности за счет оптимизации структуры и штатной численности учреждений, повышения эффективности использования имущества, сокращения управленческого аппарата, но экономия складывается незначительная - порядка 1,4% доходов.
Ситуация с наполнением бюджетов тоже оставляет желать лучшего. На прошедшем совещании аудитор Счетной палаты Юрий Росляк сообщил, что за рассматриваемый период ситуация с пополнением доходной базы регионов не изменилась, в некоторых случаях даже обострилась: "Объемы доходов в 2013 г. не увеличились, оставшись практически на уровне 9 месяцев 2012 г., т.е. более 5,6 трлн руб., в то время как расходы увеличились на 5,9% и составили более 5,7 трлн руб. Дефицит консолидированных бюджетов регионов составил 73,8 млрд руб.".
В бюджеты значительно сократились поступления от налога на прибыль - на 17,2% по сравнению с 2012 г. Причины – снижение объемов промышленного производства, экономической активности, принятие федерального закона о создании консолидированных групп налогоплательщиков (КГН).
"При общем сокращении поступлений налога на прибыль в сумме 248,9 млрд руб. по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. снижение, связанное с деятельностью КГН, составило 177,2 млрд руб., или 71,2% от общего объема снижения поступлений, тогда как на всех остальных плательщиков этого налога приходится всего 28,8%", - сказал Юрий Росляк.
В целом за 9 месяцев 2013 г. по этим группам поступило налога на прибыль организаций на 15,4 млрд руб. меньше, чем, если бы они были самостоятельными. Однако при этом недополучили доходы 24 региона в сумме около 43 млрд руб., увеличились доходы у 54 регионов на сумму 27,5 млрд руб. Причем увеличение поступления налога на прибыль в связи с созданием КГН, как правило, произошло в дотационных регионах, а уменьшение в регионах-донорах.
Еще одна проблема – выпадающие расходы консолидированных бюджетов из-за предоставления налоговых льгот на всех уровнях. В общей сложности преференции лишили бюджеты 663,3 млрд руб. или 8,2% доходов.
При этом рекомендации Совета Федерации в части разработки механизма ежегодной компенсации выпадающих доходов регионов в связи с предоставлением льгот до настоящего времени правительством не исполнены.
Ситуацию мог бы улучшить малый бизнес, однако в связи с увеличением с 1 января 2013 г. более чем в два раза размера отчислений в пенсионный фонд, предпринимательская активность в регионах снизилась.
Так, прекратили свою деятельность и снялись с учета во Владимирской области 6 тыс. 800 предприятий, в Кировской области - 6 тыс. 493 предприятия, в Республике Бурятия - 4 тыс. 133 предприятия, в Томской области - более 4 тыс. предприятий, в Калининградской области - 2 тыс. 872 предприятия, в Брянской области - 7 тыс. 557 предприятий.
По итогам мониторинга коллегия приняла решение направить информационное письмо в правительство, отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия направляется в палаты Федерального Собрания.