РЖД предлагает повысить вдвое расходы на модернизацию БАМа и Транссиба — с утвержденных в прошлом году 562 млрд до 1,2 трлн руб. Об этом говорится в презентации принадлежащего компании Института экономики и развития транспорта. В прошлом году правительство согласовало РЖД программу модернизации БАМа и Транссиба до 2020 г. стоимостью 562 млрд руб. При этом самостоятельно РЖД на эти цели направит 302 млрд руб., а еще 260 млрд руб. выделит государство, в том числе из фонда национального благосостояния.
Разница получилась из-за того, что в утвержденной программе учитывается грузопоток только с месторождений Дальнего Востока. Грузопоток БАМа и Транссиба к 2020 г. сформируют месторождения Evraz (Тарыханское, Межегеское, Таежное), "Мечела" (Эльгинское, Краснояровское), "Норильского никеля" (Быстринское, Бугдианское), ТЭПК Руслана Байсарова (Элегестское) и др. В новом же варианте учтен и грузопоток из Кузбасса, где работают крупнейшие горнодобывающие компании — СУЭК, "Мечел", "СДС-уголь". В презентации говорится, что заявленные угольными компаниями в РЖД объемы перевозки угля к 2020 г. увеличатся более чем вдвое — с 32,5 млн т в 2012 г. до 71,8 млн т. Заявленных же в программе мощностей инфраструктуры не хватит для перевозки такого объема грузов.
Новая программа разбита на два этапа (сроки не указаны): на первом планируется инвестировать 609 млрд руб., на втором — еще 640 млрд руб. Но второй этап включает реконструкцию участка Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань и строительство нового Северомуйского тоннеля (объем инвестиций в эти проекты — 158 млрд руб.).
Среди источников финансирования РЖД называет собственные средства и господдержку. Представитель РЖД говорит, что не знает про дополнительные инвестиции в инфраструктуру Восточного полигона. Но топ-менеджер крупной угольной компании сказал, что РЖД уже просила угольщиков подключиться к обоснованию в правительстве выделения дополнительных сумм на расширение БАМа и Транссиба, сообщают "Ведомости".