Определение правового статуса Каспийского моря не станет поводом для "притязаний" США. Такое мнение высказали эксперты на конференции в Москве, передает корреспондент Накануне.RU.
Важной особенностью выработки странами региона решения по правовому статусу Каспия является отсутствие его географической определенности. " Одни говорят, что это море, значит должно действовать морское право. Другие твердят, что это большое озеро, закрытый водоем. Каспийское море – уникальный природный объект и, возможно, для него нужен уникальный правовой статус. Ранее не было необходимости его определять, после распада СССР такая необходимость возникла. Возможно, нужен прецедент в международном праве", - считает директор Института каспийского сотрудничества Сергей Михеев.
Вместе с тем, по его мнению, вероятность предъявления претензий со стороны США по поводу неправильного определения статуса невелика. "Интересы американцев везде. Ваша квартира тоже является зоной их национального интереса. Это их доктрина. Американский подход разрушает принцип суверенитета. Незыблемым является только суверенитет США. На сегодняшний день нет страны, которая не входит в зону их интересов. Безусловно, в такой воспаленный ум может прийти мысль о том, что пять государств неправильно определяет статус Каспийского моря, что не соответствуют международному праву, и от этого начать плясать. Гарантией таких вещей и является добрая воля пяти государств, у которых есть взаимопонимание в определении этого вопроса. До тех пор, пока оно есть, мы защищены от сумасшедших попыток что-то порешать по-своему", - прокомментировал эксперт.
Свое мнение по данному вопросу выразил и научный сотрудник Института востоковедения РАН Сергей Притчин: "Неважно, каким образом это назовут. Международное морское право от 1981 года сюда не подходит, поскольку экономическая зона в нем составляет 200 миль. Каспий шириной не везде составляет столько. Приходится искать уникальный путь для решения". Он также напомнил, что соглашения, которые действовали до готовящейся конвенции (это советско-персидские договоренности 1921 и 1940 годов) тоже не были приемлемы для мировых игроков. "Они были не заинтересованы в том, чтобы море было закрыто. Более того, невозможно было даже нахождение граждан третьих государств, которые следуют на советских или иранских суднах. Но, тем не менее, они жили с этой реальностью", - добавил он.
Вероника Килина