Рынок добычи, переработки углеводородного сырья – международный. Технологии сконцентрированы не только в странах Запада, поэтому российская нефтяная отрасль может обратиться к странам-партнерам, которые заинтересованы в долгосрочных отношениях со страной. Об этом в интервью "Российской газете" рассказал министр природных ресурсов и геологии Сергей Донской. По словам министра, говорить, что санкции привели к прекращению работ, нельзя. Ряд проектов где-то приостанавливается, сворачивается, но это единичные случаи.
"Эти санкции, в первую очередь, ориентированы на наши долгосрочные проекты, те, которые будут иметь для страны значение через 15-20 лет. То есть, не начав что-то делать сейчас (например, если мы не активизируем работы на шельфе), мы теряем темп, и добыча на том же шельфе уйдет за 30-й год и дальше. Соответственно, нефть с шельфа окажется на рынке намного позже, а это имеет большое значение с точки зрения позиции России в долгосрочной перспективе как участника мирового рынка нефти и нефтепродуктов. И компании, видя это, начинают искать различные варианты", - сказал Донской.
По его словам, российский ТЭК продолжит привлекать зарубежных партнеров из стран, где существуют развитие технологии.
"Речь идет в первую очередь об Азиатско-Тихоокеанском регионе. Китай, Корея, Индия, Вьетнам... На самом деле есть много стран, которые на своей площадке готовы производить необходимую нам продукцию, потому что у них есть эти технологии. С другой стороны, это промежуточная площадка, где те же западные страны, которые ввели санкции, могут развивать свои производства и поставлять продукцию в Россию", - сказал он.
Донской отметил, что Корея производит оборудование и для шельфовых проектов: буровые, геофизические суда.
Но точка не поставлена и в отношении с западными партнерами, которые уже заявили об отказе от отдельных проектов. "В основном все контракты, которые до этого были заключены, выполняются. В случае с той же "Роснефтью", для которой ExxonMobil проводила бурение, то они в этом году все работы выполнили. Вопрос в том, как они будут решать долгосрочные планы своего участия здесь. "Роснефть" высказывалась, что в любом случае рассматривает ExxonMobil как одного из своих ключевых партнеров. И они готовы и хотят работать с "Роснефтью"...", - сказал Донской.
В России сейчас на рынке существует достаточно много нефтесервисных структур как отечественных, так и зарубежных, которые выполняют широкий спектр работ для добывающих нефтегазовых компаний. В основном это геофизика, бурение. Но компаний, которые готовы сконцентрироваться только на геологоразведке, нет, признал министр.
"И Росгеология - это тот самый игрок, который должен эту компетенцию развивать, именно сервис в геологоразведке. Мы на этом делаем большой акцент. Росгеология должна заниматься воспроизводством запасов. Сейчас многие компании занимаются доразведкой, и это меньший риск, это меньшие затраты, но и меньшая отдача. Нам необходимы открытия на новых территориях, с нуля, как в 50-60-е годы, когда мы только осваивали Западную Сибирь, как в 70-80-е годы, когда шли в Арктику. Здесь нужен государственный холдинг, который возьмет на себя рискованные стадии работы", - сказал Донской.
Напомним, СМИ со ссылкой на письмо вице-премьера РФ Александра Хлопонина сообщили, что Росгеология будет выполнять функции государственного агента по геологоразведочным работам и воспроизводству минерально-сырьевой базы России. В этом компании поможет статус госкорпорации, а также передача ей госдолей в 15 геологоразведочных предприятиях (в том числе "Дальморнефтегеофизика", "Севморнефтегеофизика" и "Союзморгео", ведущие работы на шельфе). Президент России Владимир Путин уже одобрил инициативу.