Правительству не удастся в полной мере достичь целей, зафиксированных в его стратегических планах, говорится в заключении Счетной палаты (СП) на проект закона о федеральном бюджете на 2015-2017 гг. Производительность труда, реальные доходы населения, инвестиции к объему ВВП согласно инаугурационным указам Владимира Путина должны существенно вырасти к 2018 г. На основе этих указов сформирован и план работы правительства. Но динамика этих показателей за 2012-2014 гг. и прогноз до 2017 г. говорят о том, что цели недостижимы.
Планы были основаны на ожиданиях высокого роста экономики: в 1,6-1,7 раза за 2012-2020 гг. (в 2007-2012 гг. — почти на 40%, а она выросла на 9,3%); для этого в 2015-2020 гг. ВВП должен расти на 12,5-13% ежегодно, посчитала СП. Минэкономразвития прогнозирует, что в 2015 г. рост ВВП ускорится до 1,2% с 0,5% в 2014 г., но в реалистичности и этих планов СП сомневается. В 2014 г. рост может не дотянуть и до 0,5%. А его ускорение с 2015 г. недостаточно обосновано, считает СП: прогноз основан на росте инвестиций, прежде всего ТЭКа, но прогноз снижения цены газа почти на 19% к 2017 г. может привести к уменьшению выручки "Газпрома" и недовыполнению им инвестпланов.
Производительность труда за 2012-2018 гг. должна была вырасти на 50%, но к 2017 г., судя по прогнозу, вырастет только на 13,6%. Инвестиции в основной капитал согласно указу должны составлять 25% ВВП к 2015 г. и 27% к 2018 г., вместо этого они с 19,9% в прошлом году снизятся до 18,6% по итогам 2014 г. и до 18,4% к 2017 г. Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей к 2013 г. выросла в сравнении с 2011 г. лишь на 4,5% (цель в указе — 30% к 2018 г.).
Одна из ключевых задач — обеспечение сбалансированности Пенсионного фонда — также не будет решена, констатирует Счетная палата. Наоборот: трансферт из бюджета на обязательное пенсионное страхование к 2017 г. вырастет в сравнении с 2014 г. в 2,7 раза до 912 млрд руб., его доля в общих расходах бюджета на трансферты ПФР — с 15,7 до 27,1%. При этом размер средней пенсии снизится с 34,1% от средней зарплаты до 32,6%. Госпрограмма по развитию пенсионной системы не утверждена — кроме нее из 42 госпрограмм не готова также программа по обороноспособности. При этом социальная политика и оборона — крупнейшие расходные статьи бюджета, их доля в расходах вырастет с 47% в 2015 г. до 48,6% в 2017 г., сообщают "Ведомости".
С тем, что выполнение наиболее социально значимого указа — индексации зарплат бюджетникам — будет скорректировано, правительство уже смирилось: в 2015 г. темпы индексации составят 5,5%, на уровень прогнозируемой инфляции, прежний план был примерно вдвое выше. Это может означать сокращение зарплат бюджетников в реальном выражении: СП сомневается в адекватности прогноза инфляции в 5,5%, в том числе двукратного падения темпов роста цен на продовольствие. Потенциал импортозамещения ограничен высокой загрузкой мощностей в пищепроме, указывает СП. Помимо этого, в уточненном в конце сентября прогнозе повышена индексация тарифов для населения на 2015 г. на электроэнергию, тепло и железнодорожные перевозки (на 1; 1,5 и 2,5 п. п. соответственно до 8,5; 8,5 и 10%), а прогноз по инфляции, на которую динамика тарифов влияет существенно, при этом оставлен неизменным, указывает СП. Высокая инфляция негативно скажется на реальных доходах населения, вкупе с ростом кредитной нагрузки и просроченной задолженности по зарплатам это еще больше затормозит потребительский спрос и, соответственно, рост экономики, заключает СП.