Новости
Тюменские автошколы оштрафованы почти на два миллиона рублей за сговор по ценам
Общество | Тюменская область | Уральский ФО

Антимонопольщики Тюменской области уличили автошколы региона в сговоре по ценам за обучение в 2013 году. Законность решения УФАС уже подтвердили несколько судов. Всего к ответственности было привлечено более 10 учебных заведений, наложено 30 административных штрафов на общую сумму 1 млн 800 тыс. руб. Но несмотря на разоблачительный скандал, нарушение закона и высокие штрафы, автошколы собираются снова повысить цены. Тюменское УФАС уже предостерегло их от сговора через СМИ. Подробности противостояния корреспонденту Накануне.RU рассказал заместитель руководителя Тюменского УФАС России Игорь Веретенников.

Внимание антимонопольного ведомства тюменские автошколы привлекли еще в конце 2012 года, причем сделали они это сами и очень открыто. По данным УФАС, не скрывая своих намерений достичь ценового сговора, директор некоммерческого объединения "Союз автошкол Тюменской области" сделал через СМИ заявление о том, что в 2013 году стоимость обучения будет составлять не ниже 25 тыс. руб. По словам заместителя руководителя Тюменского УФАС России Игоря Веретенникова, директор Союза тогда еще отметил, что он договорился о ценовой политике с крупными автошколами. Ведомство вынуждено было выдать предостережение о недопущении наущения законодательства. Но от реализации задуманного заинтересованные лица не отказались.

Как рассказал Веретенников, в январе 2013 года к ним обратился один из жителей Тюмени, который сообщил, что решил пройти обучение в автошколе, но заметил, что везде установлена одинаковая стоимость на обучение - 25 тыс. руб. Ведомство провело свой мониторинг, запросило данные за 2012 год, и сравнив их, пришло к выводу о нарушении законодательства.

"Мы обнаружили, что у всех 19 школ, которые входят в "Союз автошкол Тюменской области", оказалась цена не ниже 25 тыс. руб. Сделали запросы и обнаружили, что в 2012 году минимальная цена была 17 тыс., а в 2013 году - 25 тыс. руб. Для нас было очевидно, что это заговор автошкол против потребителя, поскольку потребитель лишился возможности приобрести услугу по обучению ниже 25 тыс. руб. По этому факту 19 автошкол были признаны нарушившими антимонопольное законодательство. Был установлен устный сговор, координатором которого и выступило некоммерческое партнерство "Союз автошкол", куда все они входили как члены союза", - пояснил Веретенников.

По словам заместителя руководителя Тюменского УФАС, по результатам рассмотрения дела каждой автошколе было выдано предписание о том, что необходимо формировать цены на рынке в зависимости от спроса и предложения, то есть рыночным путем.

"Цена должна формироваться свободно, без оглядки на какие-либо высказывания со стороны Союза и исходя из себестоимости каждой автошколы, а она у всех разная. Когда мы возбудили дело, некоторые школы сразу снизили цены, мы выдали предписание в октябре 2013 года и у многих цены стали ниже 25 тыс. руб.; даже те, у кого в 2012 году были цены в 25 тыс. руб., тоже снизили стоимость. Автошколы, у которых стоимость не изменилась, стали предоставлять различные скидки", - отметил руководитель.

Но на этом противостояние ведомства и автошкол региона не закончилось. Нарушители законодательства попробовали обжаловать решение антминопольщиков, но в трех инстанциях была подтверждена законность требований УФАС. Последняя инстанция вынесла вердикт буквально на днях. 

"Нарушители были оштрафованы, к ним были применены меры административного взыскания, мы возбудили дела как на юридических, так и на должностных лиц. Всего было выписано около 30 штрафов на общую сумму 1 млн 800 тыс. руб.", - подчеркнул заместитель руководителя Тюменского УФАС России.

Игорь Веретенников также отметил, что за время, пока шло разбирательство, директора автошкол обсуждали действия ведомства в СМИ, тем сам формируя образ УФАС как диктатора цен. После того, как законность решений была подтверждена, антомонопольщики решили донести свою позицию до жителей Тюменской области.

"Руководители автошкол заявляют, что услуга не может быть качественной, если стоит ниже 25 тыс. руб. Как показала проверка, компании могут оказывать услуги по обучению вождению за стоимость ниже 25 тыс., такая цена была установлена до рассмотрения дела и после. Компании коммерческие, если бы они не получали прибыли, то они бы закрылись, но фактов ухода с рынка автошкол из-за того, что бизнес нерентабелен, нет. В условиях конкуренции цена может установлена любая и не должно быть ценового ориентира. Для нас важно, чтобы у потребителя был выбор автошкол и он сам мог определиться, где он будет проходить обучение: за 45 или 25 или за 17 тыс. руб.", - отметил Игорь Веретенников.

В ведомстве считают, что автошколы, когда заявляют о том, что "чем дороже обучение, тем качественнее тебя учат", обманывают потребителя. По словам Веретенникова, к учебным заведениям предъявляются определенные требования, которым они соответствуют, и в данном случае показателем качества автошколы является не стоимость обучения, а количество курсантов, сдавших экзамен в ГИБДД с первого раза.

Заместитель руководителя Тюменского УФАС России в конце беседы добавил, что сейчас в силу вступили новые правила для автошкол, которые проходят проверку на соответствие требованиям в ГИБДД. Пока на сегодняшний день необходимые документы для обучения водителей получили только три автошколы, и ведомство не исключает, что они могут снова пойти на сговор и повысить цены.

"Мы видим, что штрафы не повлияли, и снова выдали еще два предостережения автошколам, которые активно участвуют в полемике в связи с введением новых правил и отмечают, что цена повысится. Ситуация начинает повторяться. Мы через СМИ предупреждаем всех, чтобы они, учитывая претендент, не злоупотребляли положением, которое у них сложилось, не договаривались по ценам, а конкурировали между собой несмотря на то, что пока тех, кто может оказывать услуги, мало", - обратился ко всем руководителям автошкол Игорь Веретенников.

Юлия Король