Новости
Солженицына в Челябинске рассказала, что ждет школьников на сочинениях: "Дети должны научиться говорить, не путая падежи"
Общество | Челябинская область | Уральский ФО | В России

Итоговое сочинение в российских школах должно возродить в учениках умение излагать свои мысли, которое было утрачено из-за выхода на первый план визуальных источников информации, таких как телевидение и интернет. При этом сочинение не будет привычным экзаменом по литературе в том виде, в котором существовало ранее. Как передает корреспондент Накануне.RU, оценки за него ставиться не будут.

Как сообщила сегодня на "круглом столе" в ЧелГУ вдова писателя Наталья Солженицына, школьников обяжут ссылаться в сочинении на одно-два литературных произведения, при этом, нужно будет знать не просто имена героев, а продемонстрировать глубокое понимание смысла. Школьники смогут брать за основу как классические произведения, так современную и зарубежную литературу. 

К написанию сочинений детей будут готовить учителя. Для этого разрабатываются методические материалы по подготовке и оцениванию сочинения. Оценки за сочинения ставиться не будут – будет только зачет или не зачет. Солженицына отметила, что школьников, которые будут писать сочинения в этом и будущем году, никто не готовил, поэтому серьезного спроса с них не будет.

"Мы начинаем очень трудный процесс, однако абсолютно необходимый. Мнений по тому, как это делать, очень много разных. Но я ни разу не встретила мнения, что возвращение сочинений в школу не нужно", - отметила она.

Наталья Солженицына также выразила мнение, что главная проблема образования сегодня – это его качество. В школах по-прежнему проявляется наследие советского времени, когда родители "сдавали" свое чадо в первый класс и через десять лет получали "готовый образованный продукт". Сами родители при этом не занимались образованием детей.

"Дело даже не в родителях, а в государстве, которое говорило, что воспитывать будем мы, а вы зарабатывайте деньги, чтобы дети ваши были сыты, одеты, крыша была над головой. Ситуация переменилась полностью. Сегодня школа не может справиться одна. Родители все должны проснуться и понять, что это их дело тоже в очень большой степени", - считает Солженицына.

По ее словам, проблема здесь в головах и решить ее непросто. Солженицына пояснила, что визуальные виды искусств заслонили просто чтение. Последние результаты ЕГЭ показали, что дети разучились внятно и грамотно формулировать свои мысли.

"Это проблема национального масштаба, очень тяжелая. Надеюсь, что возврат сочинения постепенно реанимирует умение людей говорить, не путая падежи и вышелушивая мысль на первое место", - отметила вдова писателя.

По ее словам, телевидение делает людей пассивными потребителями, которые не достраивают образы – в этом смысле литература гораздо важнее, она приглашает читателя к сотворчеству.

"У меня своя Наташа Ростова, у каждого из вас – своя. А когда Бондарчук выбрал себе Наташу Ростову, если вы книгу не читали, вы навсегда будете с бондарчуковской Наташей. Так телевидение делает из нас потребителей. Надо как-то участвовать в том, чтобы мы снова стали говорящей нацией, а не только слушающей и глядящей", - заметила Солженицына.

Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов заявил, что ожидать результата от возвращения сочинений в школах можно будет только по истечении какого-то времени.

"Самый главный результат, который мы ждем – рост интереса школьников к чтению, их умение излагать свои мысли, способность грамотно изъясняться, формулировать. Но это конечно не экзамен по литературе, а межпредметный экзамен, где с опорой на литературное произведение школьники будут показывать общий уровень развития своего интеллекта, способности излагать мысли, владение русским языком", - пояснил он.

Надежда Алексеева