Эксперты Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ (РАНХиГС) и Института экономической политики имени Егора Гайдара (ИЭП), анализировавшие конечную версию российского бюджета констатируют наличие в ней новых изменений и в целом высокую непрозрачность бюджета на 2015-2017 гг. в основном в силу роста в нем расходов на силовой блок.
Секретные и совершенно секретные расходы в бюджете 2015 г. составят 21% всех расходов — это 4,2% ВВП. Еще в 2006 г. по закрытым статьям распределялось 11,8% бюджетных расходов, а в 2017 г. они составят 24,6%. С 2011 г. в бюджете секретна даже незначительная часть (0,1% от общего финансирования) расходов на культуру и кинематографию, 7,8% расходов на дошкольное образование и 5,7% расходов по статье "Периодическая печать и издательства". Впервые, констатируют в ИЭП и РАНХиГС, обнаружено финансирование в бюджете секретных прикладных научных исследований в области общегосударственных вопросов — на 116 млн руб. При этом отмечается, что в бюджете на 2015-2017 гг. уже привычно, второй год, отсутствуют сведения о точных расходах стоимости содержания военнослужащих, но есть и более неприятные новости: все расходы раздела "Национальная оборона" на закупку товаров, услуг и работ в бюджете полностью скрыты.
Отметим, "силовые" проблемы бюджета, отмечаемые РАНХиГС и ИЭП, не единственные. Эксперты констатируют рост в расходах бюджета веса подраздела "Другие общегосударственные вопросы" (с 19,4% всех расходов на "Общегосударственные вопросы" в 2014 г. до 38,8% в 2017-м), ряд проблем с расчетами трансфертов Пенсионному фонду (эксперты считают их заниженными и предполагают, что за цифрами может скрываться намерение Минфина тихо продавить частичную отмену выплат базовой пенсии работающим пенсионерам). Но растущая степень секретности расходов бюджета — проблема не только политическая, но и экономическая. Так, РАНХиГС и ИЭП отказались дать однозначное заключение о достаточности финансирования бюджетом НИОКР именно из-за недостаточной информации о них в законопроекте и его приложениях.
По мнению экспертов, выход к 2018 г. на траекторию роста ВВП в 3% годовых — "излишне оптимистичен",реалии, предполагают РАНХиГС и ИЭП,— от 1,5% до 2% роста ВВП без учета возможного усиления взаимных санкций и новых "геополитических рисков", пишет "Коммерсант".