Активисты "РосЯмы", планирующие провести автопробег в Екатеринбурге, оказались "не подкованы". Собирая людей на предстоящее мероприятие, общественники так увлеклись, что "запутались в показаниях" и слегка "приврали". В частности, недостоверной является распространяемая информация о платежах екатеринбуржцев в виде акцизов, транспортного налога и штрафов в формировании дорожных фондов. Кроме того, как оказалось, уральской столице на финансирование жаловаться и вовсе грех - в Екатеринбурге на дороги тратится в три (!) раза больше, чем в среднем на региональные трассы, почти в пять (!) раз больше, чем в среднем по области и более чем в 14 (!) раз больше, чем на местные автодороги всех муниципалитетов.
Согласно информации в группе автопробега в Facebook, мероприятие состоится в это воскресенье, участники планируют проехать по центральным улицам города. Основная цель акции - "собрать 500 машин и тем самым получить с области денег на ремонт 10% городских дорог, по ценам этого года". По оценкам общественников, это около 2 млрд руб.
В рамках подготовки к акции активисты напечатали буклеты "РосЯмы", однако информация, содержащаяся в них, оказалась "сомнительной". Так, например, в них сообщается, что ежегодно екатеринбуржцы платят 5 млрд руб. в областной бюджет в виде: акциза, налога и штрафов. Обратно же на ремонт дорог город получил всего 700 млн руб. Кроме того, в брошюре сообщается, что из регионального дорожного фонда на 11 тыс. км региональных дорог выделяют 9,51 млрд руб. Из них 7,65 млрд руб. - составляют акцизы на топливо; 1,1 млрд руб. - транспортный налог, еще 0,76 млрд руб. - штрафы ГИБДД. На муниципальные дороги протяженностью 21,6 тыс. км из регионального дорожного фонда выделяют 0,85 млрд руб и 0,78 млрд руб. на дороги Екатеринбурга. Из них 0,85 млрд руб - акцизы на топливо, а 0,78 - транспортный налог.
"10% от акцизов идет на муниципалитеты, 90% на региональные дороги. С акцизов собирается 8.5 ярда. Ничего не могу поделать с совпадениями", - поясняет координатор проекта "РосЯма-Екатеринбург", один из организаторов предстоящего автопробега Алексей Беззуб.
"Муниципальные бюджеты выделяют на дороги. В том-то и дело, что только Екб получает деньги из дорожного фонда, а остальные все из своего бюджета. Всего в Екб на дорожную деятельность тратят 10% бюджета или 3 ярда, из которых 0,78 - это дорожный фонд, а 2,3 ярда - это из бюджета города. Область же забирает себе практически весь дорожный фонд и из собственного бюджета ничего не дает", - посетовал активист.
Вместе с тем, как сообщил Накануне.RU источник в правительстве Свердловской области, информация общественников недостоверна, так как не учитывает особенности уплаты акцизов и транспортного налога и особенности формирования дорожных фондов.
Как пояснили в "белом доме", порядок формирования федерального, регионального и муниципaльныx дорожных фондов жестко регламентирован Бюджетным кодексом РФ. Основным доходным источником, участвующим в формировании регионального и муниципальных дорожных фондов, являются доходы от акцизов на нефтепродукты. B дорожном фонде Свердловской области они составляют 82%, в муниципальных — около 100%. B соответствии c Бюджетным кодексом, доходы от акцизов на нефтепродукты распределяются между бюджетами следующим образом: 90% - в областной бюджет, 10% - в местные бюджеты.
По словам собеседника агентства, между муниципалитетами доходы от акцизов распределяются пропорционально протяженности муниципальных дорог. При этом доля Екатеринбурга составляет 7,7%, а остальная часть доходов от акцизов поступает в бюджеты других 93 муниципалитетов области.
"Необходимо учитывать, что поступления акцизов на нефтепродукты формируются за пределами Свердловской области. Так как y нас нет производителей нефтепродуктов, которые уплачивают акцизы в бюджет, область получает доходы от акцизов, уплаченных нефтеперерабатывающими заводами, расположенными в других регионах. При этом размер доходов Свердловской области от акцизов зависит от протяженности региональных и местных дорог, количества зарегистрированных транспортных средств с объемов розничной продажи бензина на территории области", - пояснил источник.
Объем поступления акцизов в бюджет зависит не только от объемов производства нефтепродуктов, но и от установленных Налоговым кодексом РФ ставок акцизов. Напомним, что в настоящее время Правительством России подготовлен и внесен в Государственную думу законопроект, предусматривающий снижение в 2015-2017 годах ставок акцизов на нефтепродукты в 2,2 раза. B результате в 2015 году поступления акцизов на нефтепрoдукты снизятся относительно уровня этого года на 25%.
Второй по значимости доходный источник регионального дорожного фонда — транспортный налог (формирует 17%).
В настоящее время общая протяженность автодорог Свердловской области составляет 28,8 тыс.км, в том числе 11,1 тыс. км — регионального значения и 17,7 тыс. км — местного, из них 1,4 тыс.км — автодороги Екатеринбурга. Общий объем расходов на дорожную деятельность в отношении свердловских автодорог составляет 16,8 млрд руб., в том числе 9,6 млрд руб. — на автодороги регионального значения и 7,2 млрд руб. - на автодороги местного значения, из них 3,9 млрд руб. - на автодороги столицы Урала.
"Расход консолидированного бюджета региона на один километр (проектирование, строительство, содержание, капремонт дорог) составляет в среднем по области 585,4 тыс. руб./км, на региональные — 865,2 тыс. руб./км, на автодороги Екатеринбурга — 2864,3 тыс. руб./км, на местные автодороги за исключением Екатеринбурга — 203,8 тыс. руб./км. Таким образом, на один километр автодороги в Екатеринбурге тратится в три (!) раза больше, чем в среднем на региональную, почти в пять (!) раз больше, чем в среднем по области и более чем в 14 (!) раз больше, чем на местные автодороги всех муниципальных образований за исключением города Екатеринбурга", - рассказал собеседник агентства.
Столь высокий уровень финансирования, по словам источника, стал возможным, в том числе и за счет больших вливаний из бюджета области. Так, в этом году из областного бюджета было предоставлено 1,5 млрд руб., в том числе из областного дорожного фонда 0,8 млрд руб.
"В условиях 2014 года дорожная отрасль Екатеринбурга располагает большим объемом финансовых ресурсов, чем региональная, в этих условиях дальнейшая поддержка из дорожного фонда Свердловской области может привести к сокращению финансирования региональной дорожной сети, a, соответственно, и ее ускоренной деградации", - уточнил собеседник.
В настоящее время в "белом доме" наметили актуальные задачи в этой сфере на ближайшее время. Одна из них - повышение эффективности расходов бюджета уральской столицы в дорожной сфере. B частности, содержание и частично ремонт автомобильных дорог в городе осуществляются семью бюджетными учреждениями в рамках муниципального задания (это ДЭУ районов города). Эти учреждения не должны содержать дороги. Учитывая отсутствие конкурентной среды, у бюджетных учреждений отсутствует заинтересованность в снижении цен на осуществление подрядных работ. При этом на федеральном и областном уровнях содержанием и ремонтами автодорог занимаются исключительно хозяйствующие субъекты, прошедшие отбор в рамках процедуры размещения гос заказа. Это позволяет c одной стороны снизить стоимость работ, c другой задействовать экономические механизмы при приемке выполнения работ. Так, при недоработках подрядчика предусматривается применение штрафных санкций. K бюджетным учреждениям применение указанных санкций невозможно.
Еще одним недостатком схемы, применяемой в Екатеринбурге, является то, что основные средства (здания, сооружения, техника) - являются собственностью муниципалитета и закреплены в оперативном управлении бюджетных учреждений. В процессе эксплуатации происходит износ основных средств, практически единственным источником обновления которых являются средства бюджета.
Любопытно, что общественники из "РосЯмы" радеют только за более "справедливое" финансирование дорог Екатеринбурга, при этом остальные муниципалитеты Свердловской области (коих больше 90) их не интересуют? Как отмечают наблюдатели, это наводит на мысли о политической ангажированности активистов.