Общая напряженность, связанная с геополитическими событиями последнего времени, диктует новую политику поведения России на мировой арене. В приоритете – укрепление единого экономического и оборонного пространства, комплексное развитие и освоение удаленных территорий страны. Для достижения этих целей необходима единая транспортно-логистическая система. Одним из крупных центров такого строительства сегодня является Ямало-Ненецкий автономный округ, через который проходит кратчайший путь в Арктику. Поэтому именно на Ямале реализуются инфраструктурные проекты, которые позволят создать развернутый транспортный узел. В скором времени здесь должна будет появиться железнодорожная магистраль Северный широтный ход, протяженностью 707 км, которая впоследствии обеспечит выход к Северному морскому пути через строящийся порт Сабетта. Суждено ли этим планам сбыться – покажет время и сознательность участников этого строительства.
Железная дорога "Северный широтный ход" – проект, поддержанный президентом страны Владимиром Путиным. На магистраль "Обская – Салехард – Надым – Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево" в ЯНАО возлагаются большие надежды, она должна снять транспортные ограничения на территории округа, открыть свободный доступ к сырьевым запасам Ямала. Интерес нефтегазового комплекса к ней тоже высок: согласно уточненным данным от грузоотправителей, основанная доля перевозок по СШХ придется на НОВАТЭК – 44,6% грузов. Корпорация "Роснефтегаз" перевезет 16,6%, "Газпромтрансгаз" – 16,6%, "НГХК" – 11,8%, "Геотрансгаз" – 4,3%. 61,1 % всех грузов – газовый конденсат.
Серьезные перспективы для страны видит в проекте президент России Владимир Путин, который еще в прошлом году дал отдельное поручение всем участникам строительства СШХ – "Корпорации развития", правительству ЯНАО, "Газпрому", "РЖД" и "ЯЖДК", – активизировать работу по его реализации.
С нуля "КР" и Ямалом будут построены надымский и обской мосты и подходы к ним. Линейная часть СШХ фрагментарно уже есть: участки Надым – Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево и станция Обская-2 нуждаются в усилении и достройке, обязательства по этим работам лежат на владельцах рельс – "Газпроме" и РЖД.
"Ямальские власти вместе с оператором строительства провели все подготовительные работы: есть грузовая база, финансовая модель, положительное заключение из Фонда национального благосостояния о финансировании СШХ на возвратной основе. Проект готов к реализации в установленные сроки, но поручение президента не смогло раскачать гигантов отечественного бизнеса в лице РЖД и Газпрома", - говорит источник Накануне.RU из числа федеральных чиновников.
Представители госкомпаний участвуют во всех совещаниях по вопросам реализации проекта, а их главы в курсе складывающейся ситуации. Каждый раз Якунин и Миллер, активно подтверждая свои обязательства, в докладах и интервью громогласно заявляют о своем участии в проекте и рассказывают о его значимости для России.
Во время подписания соглашений с грузоотправителями СШХ, президент РЖД Владимир Якунин заявлял, что создание инфраструктуры "будет положительно влиять на развитие регионов Тюменской области" и Урала. Позднее, выступая на выездном заседании научно-технического совета РЖД в Тюмени он еще раз подчеркнул: СШХ необходим для транспортировки растущих объемов грузов и высказался за ускорение строительства. Но только дальше разговоров и самопиара дело пока не идет.
Между тем, на долю "Газпрома" приходится более 19 млрд руб. от общего объема финансирования строительства СШХ, на РЖД – 41,4 млрд руб. Но пока складывается впечатление, что РЖД и "Газпром" ждут, когда проект реализуется без их участия. В строительство вкладывается только "КР" и Ямал: по состоянию на конец марта 2014 г. их общие инвестиции составили 6,2 млрд руб. Ситуация парадоксальна: государство подтвердило свою готовность вложить деньги в проект – в федеральной целевой программе заложен 21,4 млрд руб. на строительство моста через Обь, но госкомпании не готовы расстаться с деньгами. Наблюдатели видят в этом корыстные цели участников строительства.
Президент РЖД Владимир Якунин уже не раз в своих интервью заявлял об удручающем положении дел в отрасли. Из-за влияния западных санкций многие проекты РЖД, например, сделка по приобретению транспортных активов в Греции, оказались на грани срыва.
"Санкции сами по себе не доставляют никакого удовольствия, потому что это влияет и на компанию. Ввели санкции по доступу к финансовым рынкам. Это на компанию влияет? Влияет самым непосредственным образом", - сказал он, общаясь с журналистами.
Денег у компании нет, РЖД выпросили дополнительную субсидию в 30 млрд руб. в 2015 г., финансирование для монополии из-за рубежа заморожено. Остается уповать на нестандартные пути выхода из сложившегося кризиса. Так, в кулуарных беседах ходят упорные слухи, что Владимир Якунин намеревается взять на себя полную ответственность за реализацию проекта "Северный широтный ход". С помощью средств, которые участники строительства и государство готовы вложить в СШХ, глава РЖД может залатать дыры в бюджете собственной госкорпорации.
"СШХ – проект полностью упакованный, его финансовое обеспечение уже не вызывает сомнений – проект поддерживается президентом РФ и деньги на его реализацию заложены в ФЦП. Почему бы этим не воспользоваться?" – говорит источник Накануне.RU, знакомый с ситуацией.
Однако возникает резонный вопрос: а что же тогда будет с самим проектом? Скорее всего, в нашей стране одним долгостроем станет больше. Ведь прибыли РЖД в краткосрочном периоде он не принесет, зато он является стратегическим как для регионов, так и для всей страны, нацеленной на развитие арктических территорий.
А что такое освоение Арктики? Это 51 млрд т нефти и 81 трлн кубометров природного газа на шельфе, 20% неразведанных мировых запасов нефти и газа в Баренцевом море. По самым скромным подсчетам, на континентальном шельфе Северного полюса сконцентрировано порядка 70% минеральных и биологических ресурсов Мирового океана. В Арктике добывается около 90% никеля и кобальта, 60% меди, 96% платиноидов, 100% барита. Путин, выступая на заседании коллегии Минобороны, заявил: "Существует опасность милитаризации Арктики. Динамика геополитической обстановки требует от нас выверенных и быстрых действий, откладывать их мы не имеем права".
Медлить нельзя, но чтобы занять Арктику, нужно к ней подобраться, а, значит, построить инфраструктуру. Северный широтный ход – это именно та магистраль, которая обеспечит прямой и бесперебойный доступ к Арктической зоне. Руководители крупных госкорпораций не могут не знать об этом, но отсутствие соглашений и финансирования проекта с их стороны говорит о том, что интересы собственного бизнеса для них важнее, чем цели государственного масштаба.