Депутаты Законодательного собрания Свердловской области приняли еще два законопроекта из пакета законов, необходимых для проведения региональной реформы местного самоуправления. Сегодня на рассмотрение депутатов были представлены два законопроекта о принципах наделения городов статусом города с внутримуниципальным делением, а также о методах учета мнения населения, передает корреспондент Накануне.RU.
Первый законопроект описывает механизм наделения муниципалитета статусом города с внутримуниципальным делением, а также предусматривает обратный механизм, т.е. возвращения из муниципалитета с внутренними самостоятельными районами в единый муниципалитет. В документе прописаны критерии для такого деления, сроки полномочий районных дум, избранных администраций, механизм избрания органов местного самоуправления (как города, так и района), численность представительных органов, сроки проведения, а также обратный процесс, когда речь идет об утрате статуса города с внутримуниципальным делением.
Докладчик по этому вопросу, полпред губернатора в ЗакСО Виктор Бабенко, рассказал, что, фактически, этим законом формируется правовая основа для потенциального наделения городских округов статусом города с внутримуниципальным делением. При этом, законопроект не предполагает непосредственного обязательного разделения городов, но дает правовую основу для такой инициативы. В ходе обсуждения Бабенко также уточнил, что в документе не были учтены сельские советы и это позволило сократить применяемость закона до трех муниципалитетов - Екатеринбург, Нижний Тагил и Каменск-Уральский. Если учитывать сельсоветы, то, теоретически, под действие законопроекта мог попасть еще 21 муниципалитет области.
Отвечая на вопросы, полпред губернатора в ЗакСО отметил, что за все время подготовки законопроектов по реформе МСУ в адрес рабочей группы не поступило ни одного обращения от тех, кто бы был недоволен ей.
Сегодня единственным, кто оспорил необходимость принятия этого закона, оказался депутат от КПРФ Нафик Фамиев, которого традиционно считают близким к мэрии Екатеринбурга и который стал уже постоянной "приглашенной звездой" на депутатских слушаниях в ЕГД, проводимых так называемой "фракцией Тунгусова". По его словам, для создания нормативной базы реформы хватило бы и двух первых законопроектов, а сегодняшние законы не обязательны к принятию. Фамиев подчеркнул, что разработка этих законопроектов велась, якобы, без представителей муниципалитетов, общественников, даже без членов правительства, без регламента, без протоколоа и без доклада по итогам.
Стоит отметить, что мнение участников регламентной комиссии оказалось строго противоположным. По их словам, приглашения были разосланы во все муниципалитеты, в том числе в Екатеринбург, однако никто так и не принял участие.
По словам Фамиева, говоря о реформе МСУ, никому не пришло в голову просчитать экономическую составляющую этой реформы, проанализировать альтернативные модели развития муниципалитета. Сам парламентарий предложил за законопроекты не голосовать.
Это мнение опротестовал Евгений Артюх, который отметил, что на самом деле, никакого местного самоуправления в Екатеринбурге нет в принципе. "То, что происходит в Екатеринбурге - это никакое не местное самоуправление. Никого из нас никто не спросил про Краснознаменную группу, - мы просто проснулись и узнали, что власти города снесли памятник. Ионин говорит о "точечной застройке" и его в мэрии тоже никто не слышит. Слона нельзя скушать целиком, а губернатор, который нам дает эти законопроекты, предлагает его есть по частям. Никто не делит Екатеринбург, и даже если будет проведена реформа, он останется единым городом", - подчеркнул Артюх.
Лидер фракции ЛДПР Денис Носков выйдя к трибуне, сказал, что сейчас расскажет о том, "кто на самом деле занимается расчлененкой". "Ни у кого нет сомнений, что реформу надо принимать. Во власти Екатеринбурга засела уголовщина: один сидит за серию заказных убийств, второй расчленил старушку и записал себе ее квартиру. Член ОПС Уралмаш осваивает строительство и как пингвин ходит на общественные слушания, мэр по подворотням встречается с консулом империи зла, но об этом все молчат. Надо выбирать не денежные мешки, а лучших из лучших, тогда будет толк", - заявил в своем пламенном выступлении депутат.
Несмотря на возражения Фамиева, законопроект большинством депутатов был поддержан.
Второй законопроект предусматривает три метода учета общественного мнения для проведения реформы. Среди таковых оказались народные слушания, публичные консультации и социологические исследования. По словам одного из разработчиков законопроекта Николая Воронина, народные слушания вероятнее всего будут проходить в форме собраний, а публичные консультации предусматривают высказывания мнения в интернете. Что касается социсследований, то они включают комплекс мер по выяснению позиции максимального числа горожан. По словам Воронина, три этих метода в комплексе дадут возможность учесть мнение максимально большого количества социальных групп, при этом, применяться они могут все вместе либо по отдельности - это будет зависеть от конкретных случаев.
Депутат от КПРФ Андрей Альшевских заявил, что фракция приняла решение голосовать против законопроекта, но сам он будет голосовать "за". "В мэрии Екатеринбурга - уникальные люди. Вместо того, чтобы заниматься своими непосредственными обязанностями - чистить улицы, вывозить снег - они постоянно ищут крайних и виноватых, надувают щеки и делают политические заявления. Вся истерика исходит от трех-четырех чиновников и такого же количества депутатов гордумы. Не надо идти на поводу у политических шантажистов", - заявил Альшевских.
Лидер фракции "ЕР" Елена Чечунова отметила, что все термины законопроектов находятся в правовом поле и используются, в том числе, в указах президента России. В частности, термин "публичные консультации" использовался при обсуждении законов об образовании и о полиции.
Стоит отметить, что аккурат сегодня депутаты ЕГД приняли очередное обращение к губернатору Свердловской области и Законодательному собранию Свердловской области. В нем местные парламентарии попросили не спешить с "расчлененкой" Екатеринбурга.
В ЗакСО об обращении не слышали. На вопрос Фамиева, получили ли документ в администрации губернатора, полпред губернатора в заксобрании не смог ответить положительно, уточнив, что лично он с этим документом не знаком.
Как отметил в беседе с корреспондентом Накануне.RU Андрей Альшевских, "вместо того, чтобы совместно участвовать в обсуждении и вносить поправки либо альтернативные законопроекты, мэрия предпочитает в привычном ей ключе заниматься шантажом". При этом, как подчеркнул парламентарий, никакой "расчлененки" и ничего, о чем упоминается в обращении ЕГД, в сегодняшних законопроектах нет.
Глава свердловских "единороссов" Виктор Шептий рассказал корреспонденту Накануне.RU, что сегодня утром он отнес тексты законопроектов по реформе МСУ в гордуму для ознакомления депутатов. При этом он отметил, что гордума не вносит альтернативных законопроектов по той простой причине, что "в обсуждаемых сегодня текстах учтены практически все факторы и добавить к ним какую-то альтернативу очень сложно".
По словам депутатов, еще два законопроекта по реформе МСУ будут рассматриваться на следующем заседании ЗакСО в ноябре. В них речь пойдет о разделении имущества городов на то, которое останется в введении города, и то, которое уйдет в введение городских дум. Как отметил Виктор Бабенко, над этим законопроектом сейчас идет "кропотливая и сложная работа", она идет по плану и создает большую нормативную базу для дальнейшего развития реформы.
В целом, как отмечают эксперты, принятие законопроектов по реформе МСУ в ЗакСО - приведение регионального законодательства в соответствие с федеральным и не более того. Речь идет именно о формировании "законодательства возможностей". Принятие законов абсолютно не означает обязательное реформирование уже "завтра" Екатеринбурга, Нижнего Тагила или Каменска-Уральского. Ну, а мнение населения также учитывается в обязательном порядке, на что и направлены отдельные законы.