Новости
РЖД просит профинансировать новый "тяжеловесный" проект
Экономика | В России

ОАО РЖД, уже получившее согласие на выделение средств ФНБ на реконструкцию БАМа и Транссиба, предложило правительству еще один масштабный проект стоимостью около 677 млрд руб.— реконструкцию 22 тыс. км путей для запуска тяжеловесных поездов. Предложение содержится в программе развития тяжеловесного движения на железнодорожном транспорте, подготовленной ОАО РЖД по поручению правительства и направленной в Минтранс.

Документ предлагает развивать тяжеловесное движение по нескольким направлениям для перевозки угля, стройматериалов, нефтегрузов и руды. Программа охватит 22 тыс. км путей из более 80 тыс. км.

Общая стоимость проекта оценивается в 677 млрд руб., но схему финансирования ОАО РЖД не описывает. В проекте лишь указано, что основным инвестором должно стать государство, часть средств привлекут монополия и частные инвесторы. Из пояснительной записки к проекту следует, что программа позволит увеличить пропускную способность инфраструктуры, объемы перевозок могут вырасти на 47 млн т в год.

По направлениям из Кузбасса на северо-запад, в центр (до порта Усть-Луга), на юг (до портов Азово-Черноморского бассейна) предлагается запустить поезда весом до 9 тыс. тонн (нагрузка на ось — 27 тонн). Для усиления путей здесь нужно 416 млрд руб. В 186 млрд руб. оценена инфраструктура для поездов весом до 8,6 тыс. тонн на кольцевых маршрутах (Апатиты-Пикалево, Рудный Клад-Никель, Ковдор-Мурманск и пр.), проект предлагается реализовать после 2020 года. 74,9 млрд руб. будет стоить модернизация инфраструктуры на Восточном полигоне (Кузбасс-Дальний Восток).

При этом монополия сама сомневается в экономической эффективности проекта, указывая на его неокупаемость. При запуске поездов весом 9 тыс. тонн доходы ОАО РЖД увеличатся только на 13,2-75,1 млрд руб. в зависимости от числа составов, а общий возврат инвестиций не превысит 25%.

В Минтрансе не стали комментировать предложения ОАО РЖД, отметив, что они направлены на рассмотрение профильным министерствам. В Минэкономики проекта не видели, но источник "Коммерсанта", близкий к министерству, сомневается, что ведомство его одобрит.