Сегодня 21-я годовщина кровавых событий октября 1993 года, известных как "Октябрьский путч", "Расстрел дома Советов" и "Ельцинский переворот". 21 год назад, герои, которые осмелились противостоять осквернению Советской Конституции и встали на защиту достоинства своей страны, были зверски убиты теми, кто величал себя “демократами” и “реформаторами”. Акции памяти жертв проходят в эти дни по всей России, - в Астрахани, Саратове, Перми, Ярославле, в Петербурге и в Москве.
После государственного переворота в августе 1991-го существование поста президента при сохранении практически неограниченных полномочий Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ породило в России проблему двоевластия. Со временем она осложнилась расколом общества на сторонников немедленного проведения радикальных экономических реформ, которые объединились вокруг Б.Н.Ельцина, и консерваторов, объединившихся вокруг Верховного Совета, председателем которого был Руслан Хасбулатов.
21 сентября Ельцин издал указ №1400 "О поэтапной конституционной реформе в РФ", которым предписывал Съезду народных депутатов и Верховному Совету РФ прекратить свою деятельность. Действия Ельцина являлись преступными, так как грубейшим и подлейшим образом нарушали Конституцию страны. С этого момента полномочия президента автоматически прекращались согласно ст.121.6 Конституции, по которой действия президента не могут быть использованы для роспуска или приостановления законно избранных органов.
Конституционный суд РФ объявил действия Ельцина незаконными, а указ №1400 — основой для отставки президента.
Верховный Совет объявил о прекращении полномочий президента и их переходе к вице-президенту Руцкому и принял постановление о созыве 22 сентября X (Чрезвычайного) Съезда народных депутатов. Органы исполнительной власти, выполняя распоряжение Ельцина, предприняли попытку сорвать проведение Съезда, но это не удалось. Съезд принял решения о прекращении президентских полномочий Ельцина и переходе их к вице-президенту Руцкому, а действия Ельцина квалифицировал как попытку государственного переворота.
24 сентября. Под предлогом ограждения москвичей от "вооруженных боевиков, засевших в парламенте", доступ в Дом Советов был окружен сплошным кольцом поливальных машин, заграждением из колючей проволоки и частями внутренних войск и ОМОНа, имевших на вооружении автоматы, БТРы и водометные установки. К зданию Верховного Совета — Белому дому начали приходить граждане и активисты многих организаций и общественных объединений, стихийно образовался бессрочный митинг. Сооружаются баррикады возле парламента, над которыми водружаются красные флаги. Люди прибывают со всех городов России и других республик бывшего Союза. "Демократические" СМИ лгут и клевещут о событиях в Москве. Сопротивление трудящихся нарастает. Распространяются листовки, освещающие действительную картину предательства интересов трудового российского народа. Строятся баррикады на улице 1905 года. А в ночь с 28 на 29 сентября происходят столкновения восставшего народа с силами МВД вне оцепления, окружающего Дом Советов, на Садовом кольце, на площади Восстания, на улице 1905 года.
К утру от дубинок ОМОНа пострадало около 300 человек. Около 30% сотрудников МВД, принимавших участие в ночных столкновениях, на следующий день не вышли на службу.
Утром 29 сентября состоялось оперативное заседание ельцинского правительства, на котором было принято решение очистить Дом Советов от гражданских лиц, а затем приступить к силовому решению проблемы. На этом заседании Лужков получил неограниченные полномочия. В это же время продолжаются жестокие бои на московских улицах. Но это всё происходит в Москве, а что же российские регионы, с кем они? Решение Совещания субъектов Федерации, прошедшего в Москве в конце сентября, звучало следующим образом: "Мы, представители органов государственной власти и управления субъектов РФ требуем от правительства РФ и московской администрации немедленно прекратить блокаду Дома Советов, восстановить функции его жизнеобеспечения, отвести воинские подразделения…" Но осада Белого Дома продолжается. Несмотря на сопротивление народа, Лужков и Ельцин продолжают своё чёрное дело. Идёт сбор средств, медикаментов для осаждённого Дома Советов. Люди приносят продукты, деньги.
2 октября 1993 года на Смоленской площади в 12:30 Коммунистические партии организовали митинг в защиту Верховного Совета. В процессе этого мероприятия происходит охват митингующих лужковской милицией. Люди спокойно отходят, сопровождая вынужденное отступление криками: "Фашисты!". Их за это избивают. Старушка, видя этот беспредел, кричит бойцам МВД: "Что вы делаете?! Как вам не стыдно?! Как вам не стыдно продавать нашу Родину?!" Ельциноидам удается спровоцировать кровью народ на решительные действия. Люди перестают видеть в милиции защиту.
В 16:00 безоружные люди отбили атаку милиционеров. В руках у народа были только камни - оружие пролетариата. А в это время "демократические" СМИ трубят на весь мир о том, что в Москве орудуют боевики, вооружённые до зубов, против ОМОНа и войсковых правительственных частей. Один из баррикадников в кратком интервью заявляет журналисту: "Мы защищаем не личности, мы защищаем Советы, Конституцию".
3 октября в 13:00 митинг, назначенный РКРП, "Трудовой Россией" на Октябрьской площади не состоялся. Площадь была блокирована силами МВД. Анпилов призвал собравшихся перебраться на площадь Ильича. Люди к Октябрьской площади прибывают постоянно.
В 14:30 огромная масса людей направилась в сторону парка Горького с дружным кличем: "Фашизм не пройдёт!". На мосту лавина демонстрантов встречена кордонами солдат внутренних войск. Колонны демонстрантов, не дрогнув, пошли на таран. Началось массовое побоище. Солдаты в панике, бросая щиты, дубинки, бегут в разные стороны. Толпа устремляется вперёд, круша остатки холопствующей, продажной военщины. Молодых 18-летних солдат не трогают. По демонстрантам при подходе к Белому Дому от здания мэрии был открыт огонь. Появились первые убитые. После очередного столкновения с ОМОНом люди всё-таки прорвались к Верховному Совету. Это произошло около 15:30. Народ ликует вместе с депутатами парламента. Хасбулатов перед многотысячной толпой призывает штурмом взять Кремль с узурпатором - преступником Ельциным. "Ура!", - так реагируют слушающие выступление Хасбулатова. Затем Руцкой обратился к людям: "Молодёжь, боеспособные мужчины! Надо сформировать отряды и штурмом взять мэрию, Останкино". И вновь громогласное "Ура!". Позже мэрия была захвачена.
В 16:45 над мэрией был поднят флаг СССР. На захваченных "Уралах" толпы устремились в сторону Останкино. По ходу маршрута Красной колонне рукоплещут женщины, пенсионеры, молодёжь. Часть людей осталась у Верховного Совета. Почти все защитники Советской власти безоружны. А в это самое время Ельцин ввёл в Москве чрезвычайное положение… У здания Моссовета собираются сторонники Ельцина, из которых отбирают людей с боевым опытом, формируют отряды и раздают оружие. Сооружены баррикады на Тверской улице и в примыкающих улицах и переулках. В начале шестого часа эпицентр событий перемещается в Останкино. Внутри здания телецентра засел отряд "Витязь" - спецподразделение дивизии Дзержинского. Анпилов хочет мирным путём разрешить ситуацию. Макашов ведёт переговоры с руководством 1-ого канала. У спецназа приказ - стрелять на поражение в случае первого выстрела со стороны оппозиции. Переговоры ничего не дают.
Начался штурм Останкино в 19:30. После двух-трёх наездов грузовика в центральные двери АСК, по практически безоружным людям был открыт бешеный огонь с разных сторон, со всех калибров. Это был огонь на полное уничтожение, в том числе иностранных фото- и тележурналистов. Люди падали один за другим. На асфальте лежат живые и мёртвые. Трассирующие пули находят как тех, так и других. Раненых пытаются спасти из-под шквального обстрела. Появились кареты "Скорой помощи". Огонь по людям ведётся также из пулеметов БТР-ов.
В 20:45 для массового расстрела мирной демонстрации по улице Королёва подведены дополнительные силы. Также спецназ взял под охрану здание Моссовета. На следующее утро "демократические" СМИ объявили: "Боевики из БТР-ов стреляли по телецентру, по домам, по москвичам". Так кровавые преступления правительственных спецподразделений свалили на самих жертв этих чудовищных злодеяний. Тем самым организаторами государственного переворота были созданы предпосылки для штурма Белого дома.
4 октября по указанию министра обороны Грачева в Москву прибыли танки Таманской дивизии. Ночью с 3 на 4 октября был подготовлен план штурма Белого дома, в котором приняли участие около 1700 человек, 10 танков и 20 бронетранспортеров; акция была настолько непопулярной, что контингент пришлось набирать из состава пяти дивизий, около половины штурмующих офицеры или младший начальствующий состав, а танковые экипажи поголовно формировались офицерами из продажного проельцинского Союза ветеранов Афганистана. В 9:20 утра расположенные на другом берегу реки танки начали обстрел верхних этажей здания Верховного Совета. Руцкой передал по рации: "Кто меня слышит. Немедленно на помощь к зданию Верховного Совета! Если слышат меня лётчики - поднимайте боевые машины! Эта банда засела в Кремле и оттуда ведёт управление. Я умоляю вас, спасайте погибающих людей, спасайте погибающую демократию! Они вчера в Останкино расстреляли более 300 человек. Останкинская площадь вся залита кровью. Это была мирная демонстрация. Кто меня слышит по ТВ и по радио! Они лгут, мы не преступники! Мы защищаем тех, кто нашёл спасение в этом зале. Мы не преступники, поверьте, мои братья!" А в ответ не только выстрелы снайперов, но и орудийные залпы из танков.
Из радиоперехвата, который был сделан защитниками Верховного Совета: "Стреляйте их на месте мужики, не жалейте. Патронов у нас на всех хватит, лупи их…". Да, фашисты не жалеют никого. А поддержать этих фашистов пришли ельциноиды-обыватели. "Мы морально пришли поддержать правительственные войска, которые пришли подавлять коммунистических мятежников" - говорит один из толпы горе-демократов. Эта толпа жаждет крови. Восставшие рабы, по их мнению, должны быть уничтожены.
Тем временем чудовищный расстрел Белого дома на глазах у всего мира продолжается. По сообщениям агентства Рейтер в здании Верховного Совета находится 500 трупов. Но это ложь. Погибших намного больше. И вот в 14:50, после того, как из Белого дома вышел человек с белым флагом, в горящее здание идут после переговоров парламентеры - Руслан Аушев, Кирсан Илюмжинов. Уже в здание голос Руцкого к переговорщикам: "Ерину дана команда никого не брать. У нас есть плёнка звукозаписи. Кирсан знает, кто давал какие команды. Мы живые свидетели, понимаешь? (К Аушеву). Зайдите в зал, в приемную, посмотрите, что они наделали. И врёт Зорькин, говоря, что мы стреляем, а они не стреляют…".
СNN передаёт, что переговоры, которые велись достаточно долгое время, ни к чему не привели. И вновь из 120-миллиметровых пушек по верхним этажам Верховного Совета открывается массированный огонь. В ответ лишь редкие короткие автоматные очереди. Прибыл министр обороны Грачёв на встречу с очередным вышедшим человеком с белым флагом. Защитникам Верховного Совета предъявлен последний ультиматум, который был вскоре принят. В противном случае был бы отдан приказ подразделению "Альфа" брать Верховный Совет штурмом. (Бойцы подразделения "Вымпел", к их чести, отказались выполнить преступный приказ). Выводят из здания пленных, раненых. Из толпы беснующихся "демократов": "Надо их расстреливать, идиотов". (Пленных добивали на пресненском стадионе. Пришедшие позднее туда родственники пропавших людей могли видеть уложенные в три ряда трупы, у некоторых были пулевые отверстия на лбу, как после контрольного выстрела.) Выносят также трупы в полевой медпункт. Их не успевают вывозить.
Врач: "В основном убиты гражданские, пулевые ранения в сердце, в голову, в шею. Такое впечатление, что убивали прицельно. Одним словом, работали снайперы. Много погибших 16-ти, 17-ти летних молодых людей…" В итоге по официальным данным было убито 150 и ранено 389 защитников Советской власти, а по неофициальным только убито 1500-2700. Оборона Верховного Совета закончилась поражением её защитников. Стихийные выступления трудящихся были жестоко подавлены антинародным режимом во главе с Ельциным.
После того, как последнее препятствие на пути "рыночных реформ" было устранено, 12 декабря была в нарушение закона принята новая Конституция, наделившая Ельцина неограниченными полномочиями. После этого граждане России сполна вкусили плодов капиталистических "лихих 90-х", последствия которых мы не можем расхлебать до сих пор. Дети, замерзшие в холодных квартирах. Старики, выброшенные из своих домов и умершие на свалках. Сотни наших сограждан, погибшие в терактах и военных конфликтах, убитые в результате криминального разгула — все это последствия политики, ярчайшим проявлением которой стал кровавый триумф ельцинизма в октябре 1993 года.