Новости
В Госдуме рассматривают проект закона "О промышленной политике": власти заговорили о необходимости новых подходов
Экономика | Центральный ФО | В России

Первое чтение законопроекта проходит с участием представителей непарламентских партий России. Около 30 из них сегодня обсуждают проект приоритетного для осенней сессии Госдумы федерального закона вместе с депутатами нижней палаты, передает корреспондент Накануне.RU.

Проект на думском заседании представил первый замминистра промышленности и торговли РФ Глеб Никитин: "Ситуация в промышленности, связанная с замедлением роста в обрабатывающих отраслях, требует применения новых подходов, в том числе и на законодательном уровне".

Закон призван стать единым регламентирующим документом, устанавливающим отношение между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и органами государственной власти при формировании промполитики. "Это нормативная основа для запуска новой индустриализации, проведения структурной реформы, направленной на опережающее развитие обрабатывающих отраслей промышленности", - пояснил Никитин.

Депутатам было предложено обсудить три варианта промышленной политики. Как отметил замминистра, многие наработки из альтернативных версий были использованы в основном тексте законопроекта. "Вряд ли эти законопроекты можно считать совсем уж альтернативными, так как текст, предлагаемый Правительством РФ, на 70-80% совпадает с текстом закона о национальной промышленной политике", - отметила депутат Елена Панина. Но, по словам одного из авторов альтернативных проектов закона, "наряду с ценными новеллами, такими, как специальный инвестиционный контракт, выпали существенные моменты". Среди них - прогнозирование в сфере промышленной деятельности, базой для которого служит Концепция промышленной политики на долгосрочный период. "Это позволяет сконцентрировать ресурсы на стратегически выбранных приоритетных направлениях, используя мультипликативный эффект обеспечить подъем всей экономики страны", - подчеркнула Панина.

В свою очередь, важность принятия данного законопроекта в первом чтении подчеркнул и депутат от КПРФ Сергей Собко, напомнив, что данная тема впервые возникла в стенах ГД еще в октябре 2004 года. "Россия начала подниматься с колен. Если мы сделаем конкретный шаг – примем закон о промышленной политике, это сравнимо с тем, что мы шли 10 лет вдоль стены, бились головой. Вокруг одна риторика – давайте модернизировать, реиндустриализировать. И вдруг открывается калитка, и мы выходим на стройплощадку. Это базовый закон, не панацея, но фундамент для того, чтобы могли выстраивать промышленную политику, которая поможет нам восстановить реальный сектор экономики, повысить качество жизни населения и обеспечить защиту государства от всех посягательств", - сказал он.

С критикой закона выступил либерал-демократ Сергей Калашников. "Дума едина в дифирамбах этому закону. Но промышленная политика должна отвечать на целый ряд развилок, определяющих стратегические направления. Мы должны четко понять, что нас ждет – самоизоляция "а-ля идея чучхе" или глобализация, которая объективно существует в мире", - сказал он. Реальными мерами, необходимыми для закрепления в законе, он назвал определение роли государства в регулировании отечественной промышленности, выбор прорывных отраслей, создание условий, снятие административных барьеров. "Вот этого всего в этом законе даже близко нет. Если мы уходим от ответа на самые важные, узловые вопросы, то о какой эффективной промышленной политике можно говорить", - отметил Калашников. Парламентарий также обозначил важность модернизации сектора. "Износ основных фондов – более 70%. Нельзя развивать, если там все прогнило", - подчеркнул депутат. Калашников назвал разрабатываемый закон "имитацией бурной деятельности", а нормы – "декларативными, из которых ничего не следует". При этом он призвал принять законопроект в первом чтении только лишь потому, что такой закон "действительно нужен".

Глеб Никитин в своем докладе озвучил, что проект федерального закона "о промышленной политике" задает вектор развития промышленности и определяет приоритеты. "Но он не должен быть исчерпывающим регламентом. Особое значение здесь приобретают нормативно-правовые акты и законы-спутники", - резюмировал замминистра. По его словам, предстоит разработать, как минимум, 12 постановлений Правительства РФ.

Вероника Килина