Следственный комитет РФ завершил расследование по уголовному делу об авиакатастрофе, в которой погибли 44 человека, в том числе члены хоккейной команды "Локомотив", сообщил Накануне.RU официальный представитель ведомства Владимир Маркин.
"Бывший заместитель генерального директора по организации летной работы авиакомпании "ЯК СЕРВИС" Вадим Тимофеев обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта)", - сказал Маркин.
Уголовное дело направлено для утверждения обвинительного заключения и последующей передачи в суд для рассмотрения по существу.
Следствием установлены причины авиакатастрофы, произошедшей в сентябре 2011 года. "Помимо нарушений в работе членов экипажа воздушного судна при выполнении взлета из аэропорта Туношна Ярославской области установлено, что экипаж самолета был допущен к выполнению рейса сотрудниками эксплуатировавшей воздушное судно авиакомпании "ЯК СЕРВИС" с грубейшими нарушениями правил безопасной эксплуатации воздушного транспорта", - заявил Маркин.
По версии следствия, Тимофеев отвечал за организацию летной работы, поддержание квалификации летного состава, повышение их профессионального уровня, организацию тренировок и квалификационных проверок пилотов. Кроме того, именно Тимофеев обладал правом допуска экипажей к полетам и правом отстранения в случае их ненадлежащей квалификации.
"Изучив все обстоятельства и факты, предшествовавшие трагедии, следователи установили, что экипаж был допущен Тимофеевым незаконно, в нарушение правил безопасной эксплуатации воздушного транспорта, и на момент катастрофы не имел права выполнения самостоятельных полетов", - сообщил Владимир Маркин. В частности, допуск командира судна оформлен Тимофеевым на основании сфальсифицированных документов, второй пилот на тот момент не окончил переобучение на тип судна ЯК-42 и не имел права выполнения полетов.
"Контроль за прохождением профессиональной учебы пилотов Тимофеев не осуществлял, регулярно отзывал их с учебных мероприятий и, несмотря на неоконченную программу обучения, незаконно допускал до полетов, то есть Тимофееву было достоверно известно о непрохождении летным составом обучения и, следовательно, отсутствии у экипажа полного объема навыков для выполнения безопасного полета", - пояснил представитель СКР.
Также в ходе расследования выяснилось, что Тимофеев практически не анализировал данные бортовых самописцев, фиксировавших ошибки погибшего командира воздушного судна во время прежних полетов. "А ошибок, как оказалось, было немало, причем некоторые из них могли создать реальную угрозу безопасности полета, - отметил Маркин. - Никаких мер со стороны Тимофеева предпринято не было, он осознанно продолжал допускать к полету все того же командира".
Более того, экипаж был сформирован таким образом, что два пилота и бортмеханик выполняли совместно всего лишь третий рейс. При этом экипаж в данном составе ни разу не проходил совместную тренировку на тренажере, предназначенном для тренировки действий при возникновении нештатной ситуации. "И впервые такая ситуация произошла именно во время полета на судне ЯК-42, - сказали в СК РФ. - Поэтому уже сейчас можно с уверенностью сказать, что именно надлежащий подход к подготовке летного состава в этой ситуации помог бы все-таки избежать трагедии, унесшей жизни 44 человек".
Что касается состояния воздушного судна, то результаты экспертиз подтвердили его полную исправность.
По словам Маркина, в настоящее время Следственный комитет продолжает тщательно исследовать и иные причины, способствовавшие этой трагедии. "Как известно, вопросы, связанные с подготовкой пилота, сыграли роль и в казанской катастрофе 2013 года, поэтому в рамках ряда уголовных дел следователи продолжают выявлять факты незаконной выдачи учебными центрами документов, которые впоследствии служили основанием для продления действия свидетельств пилотов", - заключил представитель СКР.