Проект бюджета Свердловской области на 2015 и плановый период 2016-2017 год профильный комитет заксобрания рекомендовал к принятию в первом чтении. Однако, у депутатов осталось немало вопросов без ответов и дальнейшее обсуждение главного финансового документа региона обещает быть крайне напряженным, передает корреспондент Накануне.RU.
Бюджетный комитет заслушал сегодня отчеты министров финансов и экономического развития, однако на многие вопросы так и не смог получить конкретных ответов. Глава регионального МЭР Дмитрий Ноженко зачитал доклад о социально-экономическом развитии региона в 2014 году и прогноз на следующие три года. Ноженко констатировал падение темпов промпроизводства по многим важным отраслям – например, в сфере цветной металлургии такое падение связано с "прекращением производства первичного алюминия". Падение фиксируется в машиностроении, производстве электроэнергии и многих других перечисленных категориях. Там, где есть рост – он не превышает в этом году 1-2%. 2% – это и расчетный рост экономики области в ближайшие три года. Министерство предполагает рост во многих отраслях в связи с прогнозируемым ростом цен на металлы, завершением ряда крупных модернизационных и инвестиционных проектов, реализованных в области.
В части строительства жилья реализовано уже вдове больше, чем в прошлом году, а по итогам года в области должно быть построено 2 млн кв.м. жилья. К 2017 году план ввода вырастает до 2,2 млн кв. м. жилья.
ВРП демонстрирует положительный рост в 0,4% и достигает 1,67 трлн руб, а к 2017 году превысит 2 трлн руб. Альтернативный, более оптимистичный сценарий, который был кратко представлен Ноженко, предусматривает рост ВРП 1,6% в год, повышение ряда показателей, однако для расчета бюджета Минфином был одобрен инерционный сценарий.
Следующий доклад был озвучен главой Минфина Галиной Кулаченко и был посвящен исполнению бюджета за 10 месяцев текущего года. Так, доходы консолидированного бюджета области составили к 1 ноября 156,4 млрд руб. и по уточненному плану на год должны составить 192,1 млрд руб., тогда как первоначальный прогноз был на уровне 199,6 млрд руб. Показатели по доходам областного бюджета так же не дотягивают до плановых. За 10 месяцев было получено 118,6 млрд руб, а годовой бюджет скорректирован до 145,2 млрд руб. против 150,9 млрд руб. первоначального прогноза. Расходная часть бюджета составляет 197,4 млрд руб.
По данным, озвученным Кулаченко, дефицит бюджета на настоящий момент составляет около 11 млрд руб., а к концу года составит 20,8 млрд руб. Госдолг области превышает 30 млрд руб., при максимальном ограничении в 56 млрд руб. к слову сказать, эта цифра в ближайшие годы будет расти и через три года превысит 120 млрд руб.
Если же говорить о базовых цифрах самого проекта бюджета, который рассматривался сегодня комитетом в первом чтении, на 2015 год планируется доходная часть на 156,7 млрд руб., а к 2017 году – 170 млрд руб. Расходы в 2015 и 2017 года составят 203,5 млрд, а в 2016 – 198, 7 млрд руб. По структуре – около 70% бюджета приходится на образование, здравоохранение и социальную сферу. В то же время, достаточно большие суммы выделяются на комплексные программы развития городов, в частности Екатеринбурга и Нижнего Тагила. По данным Минфина, только по программе "Столица" Екатеринбург получит 3,4 млрд руб., 1,29 млрд руб. резервируется для обеспечения льготного проезда пенсионеров, 350 млн руб. выделяется под реконструкцию ТЮЗа. Всего, по словам главы бюджетного комитета Владимира Терешкова, Екатеринбург получает из областной казны "существенно больше, чем в прошлом году" – свыше 7 млрд руб.
Дефицит же, по планам министерства сократится в следующие три года до 17,2 млрд руб.
Доклады министров вызвали живое обсуждение депутатов, однако, на многие вопросы, они так и не смогли получить ответов. Андрей Альшевских задал вопрос о разработке закона о стратегическом развитии области до 2020 года, чтобы обозначить некие точки, к которым будут стремиться при разработке программ министерства. Депутат привел пример со строительством жилья, которого, в соответствии с законом 2011 года к 2015 году должны вводить свыше 3 млн кв. м в год. В ответ Ноженко сообщил, что "именно сегодня" в силу вступил ФЗ о стратегическом планировании и пообещал депутатов пригласить в рабочие группы для разработки соответствующих законопроектов.
Другой вопрос, который крайне заинтересовал депутатов – сокращение госрасходов на 5%.
"А какая-то стратегия есть уже? Может быть, пора машины продавать, сократить посты вице-премьеров, сделать, чтоб губернатор правительство возглавлял, чтобы реальный результат такая оптимизация достигла", – поинтересовался Евгений Артюх.
Глава Минфина отметила, что были сокращены 30% "иных расходов" и на два оклада произошло сокращение зарплат чиновникам. Суммарно эти меры привели к экономии на 534 млн руб.
Депутаты задали и множество других вопросов – о том, когда "Титановая долина" будет давать отдачу, когда КРСУ будет отчислять средства в бюджет, куда будут тратиться 754 млн руб., направленных в фонд спорта высших достижений и т.д. Ответом на них стали отсылки к согласительным комиссиям, текстам целевых программ и, как выразился министр спорта Леонид Рапопорт – "сошлитесь на ссылки в интернете и все найдете".
На вопрос, который задал глава комитета Владимир Терешков о том, что такое "частные промышленные парки", несмотря на присутствие в зале едва ли не половины членов правительства и большого числа чиновников Минфина не смог ответить вообще никто. Большим вопросом стало и финансирование детской многопрофильной больницы в Нижнем Тагиле стоимостью в 4,4 млрд руб., под которую предлагается выделить 120 млн руб. Депутаты назвали такой подход "закапыванием денег в землю" и "неэффективным расходованием бюджетных средств".
"Хватит нам рассказывать байки. Давайте прекратим обманывать сами себя – прогнозы МЭР и Минфина явно завышены, таких денег мы не увидим никогда. Центробанк дает план по росту экономики на будущий год 0%. Давайте переписывать это все, пока не поздно",– не выдержал Лев Ковпак.
Общаясь после заседания с журналистами Владимир Терешков отметил, что комитет рекомендовал принять проект бюджета в первом чтении, однако через несколько дней начнутся согласительные комиссии, которые будут идти с утра до ночи несколько дней подряд и там предстоит найти ответы на те вопросы, которые правительство сегодня не предоставило – у депутатов осталось слишком много вопросов по неоправданным расходам и неудовлетворительному финансированию других важнейших программ, которые реализуются в регионе.