Минпромторг подготовил стратегию развития транспортного машиностроения РФ до 2030 г. Проект включает два варианта развития — инерционный и умеренно-оптимистичный (с господдержкой).
В документе сказано, что первый вариант "наиболее реален", он предполагает, что из-за неполной загрузки мощностей многие частные компании обанкротятся или их выкупят западные и китайские производители. При этом для оптимизации издержек те, скорее всего, перенесут производства в регионы с более благоприятным инвестклиматом, в частности, в Юго-Восточную Азию, а в РФ останется крупноузловая сборка. В итоге доля российских предприятий на отечественном рынке к 2030 г. сократится более чем в 1,5 раза, до 50%, а комплектующих — вдвое, до 20%.
Второй вариант, напротив, подразумевает, что российские компании укрепят свои позиции: их доля на рынке увеличится до 92% к 2030 г., а доля комплектующих до 85%. Но это возможно лишь при господдержке.
По данным министерства, сейчас в отрасли около 500 предприятий, но большинство недозагружены. Например, мощности по выпуску вагонов метро заняты на 58,4% (в 2013 г. 607 штук), локомотивов — на 57,7% (в 2013 г. — 807 штук), грузовых вагонов — на 46% (57,7 тыс.), электропоездов — на 34,7% (650 штук). Еще хуже обстоят дела со спросом: производство трамваев сократилось с 207 в 2007 г. до 121 в 2013 г. Проблемы с загрузкой Минпромторг объясняет "отсутствием инвестиций на технологическую модернизацию и наращивание мощностей". Но есть и другие причины, например, в случае с грузовыми вагонами это упрощенная процедура продления сроков их службы, что может привести к "деградации" вагоностроения, пишет "Коммерсант".
В то же время Минпромторг признает, что почти во всех секторах транспорта парк изношен, и это может помочь загрузить мощности, но общую потребность в грузовом парке в 2015 г. ведомство оценивает в 890-950 тыс. вагонов (сейчас больше 1,2 млн). Объемы закупок локомотивов оцениваются в 605-689 штук в 2015 г. и 694-784 штук в 2030 году, пассажирских вагонов — 455-515 в следующем году и 312-1100 — в 2030-м.