Как бы ни старались чиновники экономического блока российского правительства (а они действительно не стараются), диверсификация отраслевой экономики в стране так и не началась. На России лежит, как выражаются экономисты, "сырьевое проклятье", оно же страну и кормит. По итогам 2013 г. Югра заплатила в консолидированный бюджет 1,7 трлн налогов – это почти 15% от всех российских налоговых поступлений. Только за первые семь месяцев 2014 г. в казну РФ налоговики Ямала отправили порядка 350 млрд руб. Огромные запасы природного газа и нефти надолго сохранят за этими двумя уральскими регионами статус федеральных доноров, и даже растущий дефицит субъектовых бюджетов не препятствует все более активной перекачке денег в Москву. Более того - через эти регионы пролегает путь на стратегический рынок АТР и в Арктику. Посему неудивительно, что при усугублении ситуации внутри российской экономики и росте внешнеполитической напряженности, Кремль первым делом решил "защитить" кормильцев и взять под полный президентский контроль. Но что получают губернаторы-назначенцы? Как считают источники Накануне.RU, обязательств перед президентом у глав субъектов станет еще больше, и даже, может, больше, чем полномочий.
Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа Наталья Комарова и глава Ямала Дмитрий Кобылкин не будут участвовать в обычных выборных марафонах. После того, как парламенты автономий 19 ноября одобрят поправки в уставы, борьба за кресло будет вестись не на избирательных участках, а в высоких кабинетах. Проще говоря, текущее положение дел в автономиях не изменится. Оба главы по решению нынешнего премьера, а в 2010 г. президента РФ Дмитрия Медведева, сменили всенародно избранных губернаторов автономий – Юрия Неелова на Ямале и Александра Филипенко в Югре. Владимир Путин вернул прямые выборы глав регионов, но принять в них участие в регионах "тюменской матрешки" успел только губернатор Тюменской области Владимир Якушев. И теперь главная интрига – статус новых, или, быть может, переназначенных прежних губернаторов. Апеллируя к высокому рейтингу президента Владимира Путина, часть экспертов уже предположили, что авторитет и влияние одобренных президентом глав будет выше, но отразится ли это на полномочиях губернаторов в регионах?
На севере Тюменской области работают крупнейшие компании ТЭКа, как государственного, так и частного сектора. В ХМАО находятся мощности "Газпром нефти", "Роснефти", ЛУКОЙЛа, "Русснефти", "Сургутнефтегаза", СИБУРа – по данным правительства всего 42 нефтяные компании, входящие в структуру ВИНКов, еще более 30 независимых, а также геологоразведочные, геофизические, буровые, нефте- газоперерабатывающие заводы. На Ямале базируются такие гиганты, как "Газпром", НОВАТЭК и "Сибнефть", которые не только ведут добычу, но и реализуют свои инвестиционные проекты – это газопроводы "Бованенково – Ухта" и железнодорожная ветка к этому месторождению "Газпрома", а также СПГ-завод "НОВАТЭКа", газ с которого предназначен для восточных стран с растущим потреблением.
Благодаря западным и американским санкциям, сроки реализации отдельных мегапроектов, связанных с разработкой месторождений и инфраструктурой, уже могут быть отложены. Потому на первый план в регионах выходит решение задач, связанных с благополучием страны, от того политические войны за главный пост в регионе не уместны, ведь занять его должен не просто победитель выборов, а кандидат, который гарантированно сможет обеспечить развитие экономики регионов, а, значит, и всей России. Этим аргументировали внесение законодательной инициативы окружные депутаты, фактически заявив об усилении контроля за субъектами со стороны федерального центра. Гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов полагает, что изменение порядка формирования органов власти в ХМАО и ЯНАО ведет к усилению не только федерального, но и регионального контроля за территориями, в первую очередь - за поступлениями средств от крупнейших компаний сырьевого сектора.
"Контроль будет осуществляться как непосредственно через различные структуры федеральных ведомств на территориях, так и через губернаторов субъектов, которые являются "титульными", для "матрешек" – это Архангельская (третий субъект, где отменяются прямые выборы губернатора – Ненецкий автономный округ – прим. Накануне.RU) и Тюменская области. Но здесь необходимо соблюдать баланс между принципами равенства субъектов федерации и необходимостью усиления влияния и контроля федерального центра на этих территориях", - рассказал Накануне.RU Дмитрий Орлов, добавляя, что сама отмена выборов не ставит Тюменскую область выше Югры и Ямала.
По его мнению, говорить о привилегированном положении назначенных губернаторов по отношению к главам избранным тоже нельзя. "С высокой степенью вероятности никаких дополнительных полномочий главы субъектов федерации, которые входят в другие субъекты, не получат. Более того, мы будем наблюдать, как возрастет роль Москвы в контроле за субъектами, об этом говорит федеральный тренд", – считает Дмитрий Орлов.
Усиление контроля – это, в том числе, зависимость назначаемого губернатора от тех, кто поспособствовал его приходу на должность. Во главе субъектов уже стоят креатуры определенных нефтегазовых гигантов, что и определяет доминирующее положение компаний в регионах. Теперь же борьба будет вестись особенно ожесточенно, предрекают эксперты. В ней будут представлены не только корпоративные интересы ВИНКов, но и политические – отдельных федеральных чиновников.
"На примере других регионов мы видим, что переход от выборов к назначению губернаторов не давал главам новый функционал. У будущих глав Югры и Ямала будет меньше ответственности перед населением и больше – перед чиновниками, в том числе федеральными. Это будет послушный глава, а регион станет выполнять не только федеральные решения, но и проводить федеральные намерения, а это совершенно другой уровень контроля. Отчетливо видно, что регионы отбирались по принципу ресурсной обеспеченности, а, значит, федеральный центр решил более плотно работать с ресурсами страны. Но нефтегазовые доходы и в существующей системе под надзором, значит, речь идет больше о неформальном влиянии центра", - поделился своим мнением с Накануне.RU руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин.
Согласно описанной в законопроекте процедуре, президенту кандидатуры губернаторов представляет глава Тюменской области, но прежде него свои мысли на этот счет до Кремля постараются донести главы ВИНКов, предрекают эксперты, так как в лице губернатора каждый из них хотел бы получить проводника своих идей. Стоит ли напоминать о том, насколько может быть весомо слово главы нефтяного региона? Именно по инициативе губернатора ХМАО Натальи Комаровой компании, занимающиеся разработкой трудноизвлекаемых запасов, получили право не платить НДПИ, а о развитии собственного рынка нефтесервисных услуг хозяйка Югры заявила задолго до начала санкционной войны. Источник Накануне.RU в нефтяной отрасли ХМАО поделился своими прогнозами относительно того, как может повлиять назначение (или подтверждение полномочий) путинского губернатора в Югру на выстраивание отношений внутри региона с представителями ТЭКа: "Нам всегда удавалось находить общий язык с руководством региона. Мы расширяем сотрудничество, и по социальной сфере тоже. Мы не ждем потрясений и перемен. Мы уверены: и при отмене прямых выборов, и в случае их проведения, мы бы продолжили сотрудничать с регионом, где у нас развивается направление сервиса и много проектов по западносибирским месторождениям, ТРИЗам, сланцам. Сейчас в ХМАО очень обдуманная стратегия работы с ТЭКом и, думаю, она не изменится в худшую сторону, так как ее уже определяет человек федерации".
В целом же аналитики полагают, что усиление роли губернаторов в обеих автономиях будет носить больше конъюнктурный характер. Из-за признанной даже правительством рецессии российской экономики, падения цен на нефть, эффект от которого усугубляют законодательные инициативы и необходимость развивать высокотехнологические направления добывающей отрасли, нужна мобилизация сил, исключение любых коррупционных проявлений и борьбы за сферы влияния внутри региона.
Профессор, политолог Сергей Черняховский допускает, что для усиления центральной власти Кремль может пойти на уникальную меру – расширение полномочий губернаторов, связанных с контрольными функциями на местах, но, по его мнению, для преодоления социально-экономических проблем и ответа на внешние вызовы, смены модели формирования власти в регионе недостаточно. Нужен политический стержень в федеральном масштабе.
"Таковым может быть авторитет национального лидера или прочное положение правящей партии, как это было во времена СССР. Ведь советская структура была очень либеральной по схеме: это была система общественного самоуправления, выстроенная снизу-вверх. Она могла работать в разном режиме, в зависимости от условий, задаваемых правящей партией. В то время условия были куда тяжелее, но институциональные моменты не менялись", - заключает Черняховский, добавляя, что смена правил игры, которая вновь происходит в трех автономиях, основной своей причиной все-таки имеет экономику.