Новости
Госдума готовится принять налоговый маневр в нефтяной отрасли в третьем чтении
Экономика | Ханты-Мансийский АО - Югра | Центральный ФО | Уральский ФО | В России

Госдума в пятницу на пленарном заседании может принять в третьем окончательном чтении законопроект об индексации в РФ ставок акцизов и проведении в нефтяной отрасли налогового маневра. Проект вносит комплексные изменения в Налоговый кодекс РФ. Документ направлен на подготовку условий, необходимых для минимизации потерь бюджета РФ в связи с созданием Евразийского экономического союза (ЕАЭС) с Казахстаном и Белоруссией.

Законопроект предлагает в рамках налогового маневра за три года поэтапно сократить вывозные таможенные пошлины на нефть в 1,7 раза, а на нефтепродукты — в 1,7-5 раз с одновременным увеличением ставки НДПИ на нефть в 1,7 раза и на газовый конденсат — в 6,5 раза. Во втором чтении было принято решение о выравнивании ставок акцизов на топливо четвертого и пятого классов. По бензину это произойдет с 2016 г., по дизтопливу — уже с 2015 г. Акцизы планировалось сократить значительно, но теперь темп уменьшения снижается. Так, в 2015 г. акциз на автомобильный бензин четвертого класса будет составлять 7,3 тыс. руб. за 1 тонну, как и было в тексте законопроекта в первом чтении, в 2016 г. ставка вырастет до 7,53 тысячи рублей вместо 6,2 тысячи, в 2017 г. снизится до 5,83 тыс. руб. вместо 4,5 тыс. Что касается автобензина пятого класса, то в 2015 г. ставка акциза увеличится до 5,53 тыс. руб. (в первом чтении — 4,2 тыс. руб.), в 2016 г.— до 7,53 тыс. руб. (6,2 тыс. руб.), в 2017 г. — до 5,83 тыс. руб. (4,5 тыс. руб.).

Помимо этого поправками повышаются ставки акцизов на дизтопливо четвертого и пятого классов в 2015 г. до 3,45 тыс. руб. за 1 тонну (ранее было три тысячи рублей за четвертый класс, а пятый класс — 2,3 тыс.), в 2016 г. — 4,15 тыс. руб.(три тысячи рублей за оба класса), в 2017 г. — 3,95 тыс.руб. (2,8 тыс. руб. за оба класса).

К тому же законопроектом добавляется новый подакцизный товар — природный газ, если налогообложение акцизом природного газа предусмотрено международными договорами РФ. Ранее предполагалось, что облагаться будет экспорт природного газа по налоговой ставке 30% от стоимости, "если иное не установлено международными договорами РФ". Однако было решено исправить этот пункт законопроекта. Теперь поправка свидетельствует, что сумма акциза по переданному газу будет определяться в соответствии со статьей Налогового кодекса РФ, регулирующей порядок исчисления акциза и его авансового платежа.

Под данную норму попадет и газ, экспортируемый по "Голубому потоку" в Турцию. В настоящее время межправительственное соглашение между Россией и Турцией предусматривает, что поставляемый по "Голубому потоку" газ не облагается экспортной пошлиной до тех пор, пока проект не выйдет на окупаемость, сообщает РИА Новости. 

Помимо этого, ко второму чтению поправки устанавливают льготы по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и налогу на имущество организаций для проекта поставок газа в Китай по газопроводу "Сила Сибири".
В целом консолидированный бюджет РФ теряет  доходы за три года от налогового маневра и индексации ставок акцизов. Кроме того, маневр может привести к росту цен на бензин.