О правовой устойчивости Арктики говорили на проходящем в Санкт-Петербурге международном арктическом правовом форуме "Сохранение и устойчивое развитие Арктики: правовые аспекты". В ходе мероприятия прозвучали интересные правовые инициативы.
Среди прочих выступал и председатель Заксобрания Ямала Сергей Харючи, сообщили Накануне.RU в пресс-службе окружного парламента. В своем выступлении он обратил внимание участников форума на то, что стран Арктического пояса не так и много (Россия, ряд скандинавских государств и северо-американские страны). Но хотят изучать и осваивать эти пространства огромное количество стран, порой даже совершенно экзотических.
"При отсутствии прямого выхода к рубежам Арктики отдельные страны обладают и финансовыми возможностями, и передовыми технологиями для изучения и развития северных широт. В этом их желания вполне объяснимы и, возможно, благородны. Заинтересованность же других заключается исключительно в распределении природных ресурсов. Такие понятия, как экология, животный и растительный мир, а главное – коренное население этих земель малозначительны для этих стран. Россия не против партнерства в освоении арктических территорий и сегодня в лице первых лиц государства поддерживает идею о том, что "Арктика – это территория диалога". Но Россия при этом настаивает и на том, что Арктика должна оставаться и территорией взаимного уважения и взаимной ответственности. Арктика – это и территория права", – сказал Сергей Харючи.
В условиях партнерства с зарубежными коллегами, считает ямальский спикер, мало обеспечить условия для промышленного развития Севера. Необходимо исключить возможность каких-либо нападок в части нарушения экологических норм, нарушения прав коренного населения и любых других общепринятых международных стандартов.
Также, по его словам, очень важно, чтобы государство заметило собственных граждан, подтвердило собственные обязательства и ответственность перед ними. В Арктической зоне живут и работают около 1 млн человек, в том числе более 150 тыс. представителей 17 коренных малочисленных народов.
Результатом кодификации "аборигенного" законодательства, по его мнению, могло бы стать появление нового всеобъемлющего правового акта – Кодекса о коренных малочисленных народах Севера.
"Считаю, что, в принципе, принятие такого правового акта допустимо. В царской России действовал кодифицированный акт – Устав об управлении инородцев, который в последующем трансформировался в Положение об инородцах. В современной России подобные правовые акты отсутствуют. Действующие же кодексы (Гражданский, Земельный, Налоговый и др.) включают нормы, связанные предметом регулирования однородных отношений. Вместе с тем в юридической доктрине не исключается формирование комплексных законов для достижения определенного практического результата. Например, объединение норм, направленных конкретному адресату. С этих позиций принятие Кодекса о коренных малочисленных народах Севера не лишено смысла. И если его рассматривать в качестве разновидности закона, то это вполне допустимо", – резюмировал Сергей Харючи.