Происходящее вокруг дома-музея Мамина-Сибиряка (напомним, культурный объект могут лишить части помещений из-за действий застройщика) возмутило не только сотрудников музея, но и общественников Екатеринбурга. Так, к ситуации вокруг учреждения подключилось ВООПиК, специализирующиеся на защите культурного наследия. Ситуация, как сообщают представители организации, решаема, однако сотрудники музея сетуют, что застройщик не всегда идет на контакт с ними.
Глава свердловского отделения Всероссийского общества охраны памятников Олег Букин заявил Накануне.RU, что организация уже проконсультировала работников дома-музея: "Там нужно противодействовать с точки зрения закона: разработать все меры по обеспечению сохранности этого музея, этого памятника, в частности, охранные зоны. И уже потом нужно дать ответ на вопрос: допустима ли реконструкция рядом стоящего объекта с учетом того, что этот проект предполагает использование земельного участка, который, по всем видимости, исторически и функционально связан с музеем, то есть является его территорией и не подлежит такому "хозяйственному освоению", которое предполагает проект реконструкции. И когда будут разработаны границы территории памятника, зоны охраны, тогда станет ясно, можно ли это, или нет, допустима ли реконструкция. Нужно привлечь специалистов по поводу разработки зоны охраны, нужна отдельная историко-культурная экспертиза этого проекта: соответствует ли он закону, действующим положениям об объектах культурного наследия".
При этом специалист отметил, что подобная ситуация - не первая, ранее общественникам уже доводилось сталкиваться с аналогичными случаями: "Было строительство рядом с Больницей Миславского - тоже уникальный памятник. Памятник не сносили, но в непосредственной близости было строительство, и мы писали в разные инстанции. Если у памятника имеются границы, охранные зоны, то, опираясь на них, можно "тыкать" в этот проект. Застройщики и инвесторы должны уважать закон и придерживаться этого правила. Проблема еще в том, что здесь нет четкого взаимодействия между администрацией Екатеринбурга и МУГИСО, потому что любые проектные работы, которые контролирует город, должны проходить согласование в органах, уполномоченных на охрану памятников, в МУГИСО. Насколько я знаю, этого не было. Возможно, проводятся работы на территории памятника - а проектирование это тоже вид работы, которая проводится на территории памятника, и, по большому счету, здесь уже нарушение закона", - заявил общественник.
Между тем, сотрудники музея озабочены разработкой охранной зоны для культурного учреждения – на это может уйти и год, потребуется серьезная экспертиза, заявили в учреждении. Кроме того, как сообщила Накануне.RU заведующая домом-музеем Надежда Крякунова, в учреждении прошло заседание ученого совета, на которое приглашали застройщика - но представитель от них не пришел. "Они говорят нам, что готов только рисунок, но не сам проект, что памятник будет сохранен с усадьбой - но это только разговоры. До них даже дозвониться невозможно. На заседании присутствовал представитель из Главархитектуры по Кировскому району, но вопрос ими был не совсем правильно понят: они думали, что мы беспокоимся за дом-музей, а мы ведь хотим защитить усадьбу, наш двор, нашу территорию". Заведующая уверена: "Они не имеют права начинать застройку, пока не будут учтены наши интересы".
Кроме того, источник Накануне.RU сообщил, что в данный момент собираются подписи в поддержку музея: ситуация волнует людей, сбор идет крайне активно.
Напомним, ситуация с домом-музеем Д.Н. Мамина-Сибиряка вспыхнула в середине октября, когда сотрудники культурного учреждения опубликовали открытое письмо, в котором заявили: музей может лишиться ряда помещений из-за будущей застройки. "Памятник федерального значения хотят лишить оформленного пространства музейного двора, оставить без территории охранной зоны и без помещения для занятий с посетителями музея. Массовая и просветительская работа с музейной аудиторией проводится в помещениях музейного комплекса, которые по плану застройки предполагается сносить", – отмечалось в письме.