Реплика по поводу
Не так давно стало известно, что Россельхознадзор подготовил распоряжение о запрете транзита импортных продуктов из Белоруссии и Казахстана без российского досмотра. Причина – контрабанда "подсанкционных" товаров.
Попавшая под эмбарго продукция на территорию РФ въезжает, но до Казахстана не доезжает, растворяясь где-то между. А еще есть практика ввозить европейские товары под видом белорусских или казахстанских. И вот Россельхознадзор решил с этими явлениями решительно бороться.
Критики уже заявили, что подобным образом РФ уничтожает свежесозданный Таможенный союз, и в очередной раз предрекают скорый крах всех интеграционных процессов между тремя странами.
А давайте на минуточку перенесемся через океан в Соединенные Штаты. Конкретнее в штат Колорадо, где в прошлом году была легализована торговля и употребление марихуаны. Там это абсолютно легально и свободно.
А вот в соседнем Канзасе за аналогичные деяния вас ждут серьезные проблемы с правоохранительными органами. А ведь уровень взаимной интеграции там гораздо выше, чем между Россией и Белоруссией. Не только общее таможенное пространство, но и единая валютная зона, да и вообще одна страна. И вот как только США начнут разваливаться из-за марихуаны, можно начать беспокоиться за судьбу ТС.
Принципиальной разницы между марихуаной и польскими яблоками в данном аспекте нет. Товар, который спокойно и легально продается в одной части таможенного пространства – под запретом в другой. Та же самая марихуана продается в Голландии, но за нее можно "огрести" в других странах ЕС.
Примерно такая же ситуация с оборотом оружия. В ряде стран Евросоюза спокойно можно приобрести огнестрельное короткоствольное оружие, попросту говоря, пистолет. Стрелять из него по банкам или защищать свою жизнь. Это вполне легальный товар. В то же время попытка ввезти подобный товар куда-нибудь в Англию может закончиться весьма плачевно.
Основная задача Таможенного союза – стимулировать торговлю стран, в него входящих, между собой. С кем эти страны параллельно торгуют, какие в них товары запрещены, а какие нет – дело десятое и имеет значение только в том случае, если это влияет на торговлю между участниками союза. А ее никто не запрещал, пошлины между странами по-прежнему нулевые.
Так сложилось, что на текущий момент в Российской Федерации наравне с оборотом оружия и марихуаны запрещен и оборот европейских продуктов. Вероятно, временно, но возможно, что надолго. Тормозит ли это интеграционные процессы в трех странах? Отчасти.
У РФ, в принципе, достаточно влияния, чтобы склонить Белоруссию и Казахстан поддержать эмбарго. Вопрос только – зачем? Рынок Белоруссии слишком мал, чтобы европейские фермеры всерьез на него рассчитывали, рынок Казахстана слишком далеко.
Россия же не ставит перед собой цель нанести максимально возможный ущерб сельскому хозяйству Евросоюза. Ответные санкции должны помочь европейским политикам задуматься о своем поведении и показать им, что в игры с эмбарго вдвоем играть интереснее.
И "нейтральная" Белоруссия в этом отношении гораздо выгоднее, чем Белоруссия, присоединившаяся к эмбарго. Можно переговоры в "минском формате" вести, сигналы всякие через Лукашенко подавать и так далее. Даже сам "серый" маршрут через Белоруссию вполне можно использовать в государственных интересах.
Грубо говоря, Россия готова признать наличие у Белоруссии моря, в котором водится прекрасная форель, а по берегам растут яблони до степени смешения похожие на польские. В свою очередь наши европейские партнеры так же должны признать это географическое чудо и поставить для нужд Белоруссии оборудование для добычи нефти в арктических условиях и пару "Мистралей" для защиты буровых от нападений сомалийских пиратов.
В этом особенность контрабанды, ее никто никогда не пытается додавить до конца именно потому, что подобными "серыми" маршрутами государство прекрасно умеет пользоваться, когда ему это нужно.
Ответные санкции принимались в очень оперативном режиме. Просчитать все последствия было практически невозможно, почти сразу пришлось корректировать список и выводить из-под эмбарго безлактозное молоко и еще ряд товаров. В конце концов, ретейлерам нужно было время, чтобы перезаключить контракт и доставить груз из третьих стран.
На это время нужно, и на "переходный" период "серый" канал из Белоруссии был необходим. Никто же не хотел спровоцировать дефицит. Когда ситуация выправилась и стало понятно, что бизнес смог переключиться – канал начали плавно пережимать. Это нанесет дополнительный ущерб экономике еврозоны, и, возможно, подтолкнет ЕС к пересмотру своей политики.
Что же касается перспектив Таможенного союза, то на текущий момент Белоруссия и Казахстан стали достаточно интересными рынками для того европейского бизнеса, который по-прежнему хочет работать в России. После переработки на белорусском заводе та же самая рыба становится белорусской и спокойно может поставляться в РФ. И при этом нулевые пошлины между двумя странами никто не отменял.
Таким образом, можно будет несколько "подтянуть" экономику союзников за счет ЕС. Причем подобная ситуация возможна только при продолжении курса на интеграцию, это прекрасно понимают как в Минске, так и в Астане.
Александр Антошин, политолог, "ВЗГЛЯД"