Минтранс разработал новую стратегию развития железнодорожного транспорта до 2030 г. По ней инвестиции в развитие железной дороги до 2030 г. могут быть 12,5 трлн руб. (консервативный сценарий) либо 18,7 трлн руб. (инновационный сценарий). Погрузка на сети РЖД должна вырасти на 44% к уровню 2013 г. по консервативному сценарию — до 1,78 млрд т и на 61% по инновационному — до 2 млрд т. Скорость доставки грузов к 2030 г. вырастет на 35% по сравнению с уровнем конца сентября — до 400 км в сутки.
Обновленная стратегия включает дорогостоящие проекты развития высокоскоростного пассажирского движения. Инновационный вариант новой стратегии предполагает строительство двух ВСМ до 2020 г., их общая стоимость — 1,2 трлн руб. Речь идет о ВСМ Москва — Казань (стоимость — 1 трлн руб.) и Москва — Тверь (инвестиции — 199,7 млрд руб.). К 2030 г. ветка от Казани должна быть продолжена до Екатеринбурга, а от Твери — до Санкт-Петербурга (инвестиции — 166,7 млрд руб.) и построена ВСМ от Москвы до Адлера (1,4 трлн руб.). В предыдущий вариант стратегии включены ВСМ от Москвы до Нижнего Новгорода и Санкт-Петербурга общей стоимостью 564 млрд — 1,2 трлн руб. Среди ключевых проектов, которые предусматривает стратегия: развитие инфраструктуры Восточного полигона (инвестиции — 586 млрд руб.), Московский транспортный узел (инвестиции — 323,9 млрд руб.), инвестиции в инфраструктуру Крыма, которые не учитывала предыдущая стратегия (135,4 млрд руб. без учета строительства Керченского моста), пишут "Ведомости".
Источники финансирования — средства бюджета, РЖД и частных инвесторов, говорится в проекте стратегии. Но пока из мегапроектов РЖД понятны источники финансирования только для Восточного полигона. РЖД говорит о том, что при финансировании проектов стратегии нужно учитывать "ограниченность собственных средств компании", говорится в таблице замечаний и предложений к проекту стратегии. У РЖД свободных денег в большом количестве нет, скорее всего монополия попросит помощи у государства.