Новости
Развитие сюжета:

11:52 28.07.2015 И опять переобулся в прыжке: Олланд внезапно задумался над передачей "Мистралей" России

Французы начали растаскивать неприкаянный "Мистраль" по запчастям
Армия и ВПК | За рубежом

Франция расследует кражу оборудования с борта построенного для России "Мистраля". Корабль находится в Сен-Назере и ожидает поставки в Россию, которая была приторможена президентом Франции Франсуа Олландом.

Выяснилось, что пропали жесткие диски с некоторых компьютеров, еще упоминаются некие средства связи, передает телеканал "Звезда". "На данном этапе российскую сторону мы не подозреваем", - заявили французским журналистам в министерстве обороны Франции. А вот некоторые российские эксперты подозревают в краже как раз французские спецслужбы. В частности по данным капитана первого ранга Виктора Литовкина, на пропавших жестких дисках российские навигационные программы, без которых корабль никуда не уйдет.

Российская сторона в этот переполох не вмешивается. В конце концов это все пока проблемы французов.

В российском военном ведомстве подчеркивают, что миллиарды евро штрафных санкций нас вполне устроят, а некоторые ветераны российского флота вообще считают, что "Мистрали" подходят нашим корабельным группам, как корове седло. Подспудно имеется в виду, что те, кто был инициатором этого контракта на два вертолетоносца, Анатолий Сердюков и Николай Макаров, экс-министр и начальник Генштаба, давно уже уволены. С их уходом изменился и тренд в поставке вооружений. Приоритет вновь за отечественной боевой техникой.

А в Сен-Назере, где все это время и строятся корабли, забили тревогу. Ведь это, по сути, моногород, и отказ от выполнения договора грозит потерей рабочих мест сотням сотрудников. Сами они пока предпочитают помалкивать, но напряжение - растет.

"Они (работники) не отвечают за коммерческие сделки, это вопросы, которые должны решать политики, это не наша обязанность. В данный момент ответственность за ситуацию лежит на французском правительстве, но в результате от последствий страдают работники верфи", - говорит генеральный секретарь всеобщей конфедерации труда Франции Жоэль Кадоре.

Недовольство усиливает и отсутствие какой-либо внятной информации: ни в Минобороны Франции, ни в МИД, ни где либо еще действия Олланда никак не комментируют, словно давай понять - президент решил, с него и спрашивайте.

А вот в Москве на заявление французского лидера отреагировали более чем спокойно. Не хотите отдавать корабли - не надо, но в таком случае платите - положенный по контракту штраф.

"Мы совершенно спокойно относимся к заявлению французской стороны, как заказчики мы выполнили все обязательства и будем действовать и поступать в строгом соответствии с подписанным контрактом, который предусматривает все возможные ситуации, вплоть до той, в которой мы оказались по вине французской стороны, поэтому будем разбираться в арбитражном суде, различных инстанциях, возвращать деньги. На техническом вооружении ВМФ эта непоставка никак не отразится", - отметил Борисов.

Для России трагедии действительно никакой. Цена неустойки, учитывая стоимость самих кораблей, порядка 3 миллиардов евро. За такие деньги наша страна способна самостоятельно построить два крейсера и атомную подводную лодку в придачу. Без "Мистралей" Россия обойдется, а вот Франция решением Олланда, по сути, сама загоняет себя в тупик.

Что делать с кораблями в случае, если их не передадут России, для Франции - это вопрос не праздный. Дело в том, что вертолетоносцы уже полностью адаптированы под требования ВМФ России, а значит продать их третьей стороне практически невозможно. Да и самому Парижу они теперь вряд ли пригодятся. Из-за того, что наши вертолеты оказались по размерам больше иностранных - пришлось переделывать ангары кораблей. Вертолетоносец "Владивосток", первый из обещанных, уже полностью русифицирован. То есть, отказывая России в ее законном праве получить корабль, Франция ведет себя, выражаясь по-русски, как собаке на сене - ни себе, ни другим. Но и это было бы для Парижа полбеды, если бы не серьезные финансовые потери. И дело не только в штрафных санкциях и рисках для работников.

Каждый новый день содержания корабля во Франции - это еще и новые непредвиденные расходы по его обслуживанию в порту. Вот и владельцы сен-назеровской судоверфи переживают. Кто возместит им дополнительные траты?

Особо интересующиеся даже подсчитали, что потраченными на штрафные санкции деньгами можно было бы оплатить 57 избирательных кампаний Олланда, 5 чемпионатов мира по футболу, 300 миллионов французских багетов или недельный отпуск для всех французов.