Новости
Реформу МСУ могут опротестовать в Конституционном суде
Политика | Челябинская область | Центральный ФО | Уральский ФО | В России

Реформа местного самоуправления (МСУ) может быть обжалована в конституционном суде муниципалами из Калуги и Челябинска. Поддержать истцов готов Европейский клуб экспертов МСУ, считающий, что передача региональным парламентам права определять структуру органов местной власти и перераспределять полномочия нарушает Конституцию РФ и Европейскую хартию местного самоуправления.

Депутат гордумы Обнинска Людмила Шапиро намерена оспорить в суде поправки к закону Калужской области о местном самоуправлении. По ее словам, жители Обнинска "лишились мечты о возвращении выборов мэра, которые были отменены еще в 2005 году".

Готовит документы для обращения в суд и лидер Ассоциации городских и сельских поселений Челябинской области Юрий Гурман, который считает незаконным преобразование Челябинска в городской округ с внутригородским делением.

"Региональные власти не спросили население. Провели слушания, на которых были 200 человек, а в городской думе этот вопрос даже не обсуждали. Считаю, мнение населения не было учтено", – считает он.

Если суд не удовлетворит жалобу, Гурман намерен оспаривать в суде, в том числе в КС, уже федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". Шапиро также готова дойти до КС. По ее словам, региональные власти вообще не должны вмешиваться в вопросы формирования органов власти на местах, поскольку по конституции это прерогатива населения. Запрос о конституционности закона могут направить в КС только органы законодательной и исполнительной власти. Думской оппозиции для обращения в КС придется собрать 90 подписей. Граждане, объединения граждан и иные органы и лица (физические и юридические) могут обратиться в КС лишь с жалобой на нарушение своих конституционных прав после отказа суда общей юрисдикции.

Помочь муниципалам в подготовке исков готов Европейский клуб экспертов МСУ. Президент клуба Эмиль Маркварт заявил, что федеральный закон об МСУ противоречит как Конституции РФ, так и европейской хартии местного самоуправления. По его словам, в законе "есть два антиконституционных положения", дающие властям регионов право устанавливать на своей территории единую модель формирования органов МСУ и перераспределять полномочия между региональным и местным уровнями власти. Эксперт напомнил, что КС уже запрещал изымать полномочия у МСУ, приведя в пример постановление КС от 29 марта 2011 года в связи с жалобой Читы на лишение города полномочий по организации тепло-, водо- и газоснабжения.

По итогам первого этапа реформы МСУ, в рамках которого регионы к 27 ноября должны были принять собственные законы о порядке формирования власти на местах, выборы мэров были сохранены только в 19 субъектах РФ. Еще в четырех объявили об отказе от выборов уже после этого. Единая модель сити-менеджмента для всех муниципалитетов введена в 11 регионах, в том числе Башкирии, Ингушетии, Крыму, Белгородской, Нижегородской, Тульской, Тюменской, Ульяновской областях.

Второй этап реформы – перераспределение полномочий – продолжается и не ограничен по сроку. По данным КГИ, из 20 субъектов РФ, уже принявших соответствующие законы, шесть — Московская, Орловская, Ленинградская области, Ненецкий автономный округ, Приморский и Забайкальский края — взяли себе все значимые полномочия по градостроительству, земельным отношениям, частично по ЖКХ и благоустройству. А 14 субъектов вернули часть полномочий сельским поселениям, дополнив список обязательных (их всего 13), к примеру, ритуальными услугами, дорожной деятельностью, вопросами культурного наследия, поддержки межнационального согласия и противодействия коррупции, пишет "Коммерсант".