Следственный комитет России инициировал процедуру лишения неприкосновенности члена комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Дениса Вороненкова, причастного, по версии следствия, к рейдерскому захвату здания стоимостью $5 млн в 2011 году в центре Москвы. Помимо депутата от фракции КПРФ фигурантами уголовного дела являются несколько бизнесменов, а также бывшие и действующие силовики.
ГСУ СКР по Москве направило председателю Следственного комитета Александру Бастрыкину материалы в отношении депутата Госдумы Дениса Вороненкова, которого следственное ведомство рассчитывает привлечь в качестве обвиняемого по делу о рейдерском захвате в 2011 году двухэтажного здания площадью 1,5 тыс. кв. м на Международной улице, 38.
Выводы следствия о причастности депутата-коммуниста к хищению недвижимости у учредителя ООО "Тома" Отари Кобахидзе основаны на показаниях ранее осужденных в особом порядке фигурантов уголовного дела.
По словам Кобахидзе, в то время у него возникли определенные семейные проблемы, поэтому управление пекарней и магазином, расположенными в здании на Международной, он полностью передал гендиректору "Томы" Марине Владимирской. Воспользовавшись ситуацией, последняя и ее знакомый, полковник ДСБ МВД в отставке Вячеслав Полозков, решили переоформить здание на другое юрлицо и продать его. Для этого Полозков обратился к своим товарищам Андрею Мурзикову и Сергею Шишакову, являвшимися тогда офицерами ФСБ. В свою очередь, чекисты предложили поучаствовать в продаже здания своему товарищу депутату Вороненкову.
Депутат, по версии следствия, и нашел на него покупателя – предпринимателя Виталия Качура, согласившегося приобрести дом, оцениваемый в $5 млн, за $2 млн. В качестве аванса Качур в апреле 2011 года передал депутату Вороненкову $100 тыс.
Затем Виталий Качур обратился к адвокату Виталию Чабану, который придумал оформить здание на одну из строительных компаний. Та на его приобретение взяла в банке, подконтрольном участникам аферы, кредит на 20 млн руб., который ей вернули в тот же день наличными.
Как только вся схема была готова, Владимирская передала учредительные документы и печать "Томы" Вячеславу Полозкову, а тот – остальным членам группировки. По данным СКР, решить проблемы с перерегистрацией здания на другую фирму участникам аферы помог депутат Вороненков, а техническим исполнителем сделки выступил еще один юрист, Олег Крылов. При этом, по оценке следствия, за свои услуги депутат якобы мог получить от господина Качура еще $1,2 млн.
В ходе судебных разбирательств Отари Кобахидзе удалось вернуть здание, которое он впоследствии сдал в аренду одному из сетевых продуктовых магазинов. Владимирская, Крылов, Шишаков, Полозков и Мурзиков, ставшие фигурантами уголовного дела о мошенничестве, отсидев по году в СИЗО, полностью признали свою вину и заключили досудебные соглашения о сотрудничестве, в рамках которого дали показания обо всех обстоятельствах совершенной аферы, в том числе на депутата Госдумы. В мае – июне этого года Тушинский райсуд Москвы приговорил их всех к условным срокам.
В августе 2014 года, благодаря показаниям осужденных, по обвинению в пособничестве в особо крупном мошенничестве были арестованы Качур и Чабан. Своей вины они не признают. Первый считает себя добросовестным приобретателем, а адвокат Чабана утверждает, что его подзащитный "добросовестно исполнял свои профессиональные обязанности в рамках договора об оказании юридических услуг".
Если Бастрыкин согласится с подозрениями своих подчиненных в адрес депутата Вороненкова, то он направит материалы в Генпрокуратуру, которая, проверив их, может обратиться в Госдуму для лишения коммуниста иммунитета.
Депутат Вороненков сообщил, что он знаком с предпринимателем Качуром, однако обсуждать подозрения следствия в свой адрес категорически отказался. В свою очередь, другой депутат Госдумы, секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов заявил, что шумиха вокруг Вороненкова поднимается в прессе каждый раз, когда того выдвигают на руководящие должности в органах исполнительной власти – то аудитором в Счетную палату, то на должность губернатора. На вопрос, куда выдвигают Вороненкова на этот раз, его коллега ответить не смог, пишет "Коммерсант".