Сегодня коллегия Европейского суда по правам человека огласит решение по выплате бывшим акционерам "ЮКОСа" 1,86 млрд евро. С апелляцией в ЕСПЧ обратился российский Минюст. Ранее, в июле 2014 года, Гаагский третейский суда обязал Россию выплатить "ЮКОСу" 50 млрд долларов. И хотя многие утверждают, что у России нет никаких шансов "выиграть" в этом деле, безвыходных положений не бывает, и юридические пути для обжалования есть. Такое мнение в ходе пресс-конференции в Москве выразил член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Юрий Бирюков, передает корреспондент Накануне.RU.
Сенатор напомнил, что был только один случай в истории, когда решение Гаагского суда было "опровергнуто". Это был "спор" между США и Мексикой в начале 20 века. В конце концов, через десятки лет он разрешился мировым соглашением: американцы снизили суммы, а мексиканцы выплатили компенсацию, сообщил он.
Однако, выходом из ситуации в пользу российской стороны, по мнению Бирюкова, может послужить 83 статья Конвенции, которая предусматривает, что "если появятся обстоятельства, которые не были известны на момент вынесения решения, то его можно обжаловать". Юридическое банкротство компании "ЮКОС" - как раз и есть то новое обстоятельство, отметил он.
В Гааге утверждают, что ЮКОС был экспроприирован государством "при помощи юридической изощренности" – банкротства. ЕСПЧ признал, что оно было правомерным, в этой связи "шансы есть в любом случае", прокомментировал сенатор.
Он также подчеркнул, что Group MENATEP Limited (GML) – компания, владеющая акциями "ЮКОСа", изначально обратилась в третейскую палату с иском на 104 млрд долларов. В итоге было решено распределить среди трех компаний-дочек "ЮКОСа" 50 млрд долларов. "Кроме специалистов эти решения никто не читал. Каждое составляет по 500 страниц. Учитывая, что иск рассматривался 9 лет, они переплюнули даже Льва Толстого",- подчеркнул он. При этом сумму компенсации Бирюков считает необоснованной. "Активы компании в России - 20 млрд долларов, еще 10 млрд – зарубежные активы. А они просят 50. Ну, так же не бывает", - добавил член Совета Федерации.