Железнодорожный оператор "УВЗ-Логистик" заключил договор с ЗАО "Сбербанк Лизинг" на передачу в лизинг на 15 лет свыше 10 тыс. вагонов. Сумма контракта — 40 млрд руб., фондирование обеспечит Сбербанк, сообщил "Сбербанк Лизинг". Гендиректор "УВЗ-Логистик" Дмитрий Еремеев пояснил, что речь идет о рефинансировании долга, но от дальнейших комментариев отказался.
Это возвратный лизинг по всему подвижному составу, который "УВЗ-Логистик" приобретала у УВЗ в 2013-2014 гг. с отсрочкой платежей на более чем шесть месяцев, говорит глава "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров. В текущих условиях у оператора нет возможности оплатить поставки, в то же время у УВЗ резко выросла дебиторская задолженность — с 32,5 млрд руб. на конец 2013 г. до 57,9 млрд руб. к концу сентября 2014 г., поэтому лизинговая схема была крайне важна для производителя, считает эксперт. Но на фоне повышения ключевой ставки ЦБ до 17% заключение лизингового контракта грозит ростом убытков для "УВЗ-Логистик" в 2015 г., пишет "Коммерсант".
Частные производители находятся в еще более сложном положении. Источник на рынке говорит, что на днях Газпромбанк уведомил группу "Синара" Дмитрия Пумпянского о повышении процентной ставки с 14% до 25% годовых. При этом у предприятия трудности с заказами: ОАО РЖД снизило закупки локомотивов в 2015 г. на 36%, отмечает собеседник.
Михаил Бурмистров считает, что вагоностроителям в 2015 г. придется еще сложнее: объемы закупок операторов будут минимальны, а ОАО РЖД вынуждено оптимизировать расходы в условиях дефицита инвестпрограммы. В более выигрышном положении будут ТВСЗ и УВЗ, которые сбывают большую часть своей продукции аффилированным компаниям, но банки будут неохотно идти на кредитование, а лизинговые компании — на новые сделки, считает эксперт. По его мнению, положение производителей может спасти переориентация на экспорт.