При освоении российской части Арктики ставка делается на реализацию крупных инвестиционных проектов, прежде всего крупнейшими госкомпаниями, при создании государством оптимальных условий хозяйствования путем регулирования недропользования и налоговой системы. Об этом заявил "Известиям" министр природных ресурсов и экологии России Сергей Донской.
"Развитие Арктики предполагает ее хозяйственное освоение - в первую очередь минерально-сырьевых ресурсов, что невозможно без развития обеспечивающей транспортной инфраструктуры, значимым элементом которой является Северный морской путь", - указал министр. При этом, по его словам, в основу современной системы комплексного развития Арктики "заложены принципы рационального природопользования и надежного закрепления страны на этих территориях".
"Основными участниками этого процесса являются государственные компании, и, безусловно, без госкомпаний такую программу выработать было бы сложно, потому что их участие, "Газпрома" и "Роснефти", здесь является определяющим", - подчеркнул Донской.
Отвечая на вопрос газеты, поменяли ли государство и госкомпании свои планы по разработке арктического шельфа и других труднодоступных месторождений после введения санкций, министр отметил, что "на данный момент предложений по изменению своих обязательств ни от "Газпрома", ни от "Роснефти" не поступало" и что "никто не отменял компаниям необходимость выполнения своих лицензионных обязательств - то есть минимальный объем различных работ, которые компании должны провести на шельфе".
"Сейчас компании анализируют ситуацию, смотрят, как они будут дальше работать на шельфе в условиях санкций, какими силами справляться, выбирают стратегическую модель. Если "Роснефть" до введения санкций основной акцент делала на партнерство с иностранными компаниями, то "Газпром" - на собственные силы, собственные мощности, собственных подрядчиков, собственные предприятия. Будет ли сейчас со стороны компаний какой-нибудь посыл с точки зрения изменения перспективных планов - неизвестно. Поэтому сейчас и мы, и они работаем в рамках тех планов и обязательств, которые были изначально прописаны в лицензионных условиях. И дальше будем вместе с ними эти проекты продвигать с учетом реальной экономической и геополитической ситуации", - сказал Донской.
По словам министра, "после введения санкций сделана ставка на максимальную локализацию производства техники и оказания услуг".
"Мы хорошо понимаем, что без системных действий невозможно будет максимально задействовать отечественное производство в выполнении тех работ, которые требуются при освоении шельфовых месторождений. Здесь проектная работа ведется не только Минприроды, но и Минпромторгом, и Минэнерго. Ведутся работы по выработке решений, связанных и со строительством новых судов, и буровой техники, и технологий. В итоге всё должно быть уложено в комплексную программу, над которой Минпромторг сейчас и трудится", - подчеркнул Донской.
Отвечая на вопрос, планируется ли либерализация доступа к шельфу для частных компаний, Донской указал, что "в настоящее время нет конкретных планов по расширению доступа к шельфу" таких компаний "и, соответственно, обсуждение этого вопроса не ведется".
Министр заверил, что сохранение экологии региона является "одной из наших ключевых задач", поскольку "экосистема арктического шельфа одна из самых хрупких". Донской заявил, что ожидает от компаний соблюдения соответствующих технологий и обязательств. "Кроме того, в тесном сотрудничестве с экологической общественностью министерством был разработан ряд поправок, направленных на снижение экологических рисков при реализации морских проектов. В частности, были установлены строгие обязанности и финансовая ответственность операторов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в морской среде, а также их последствий. С 2013 года во всех вновь выдаваемых лицензиях в Арктике фиксируется обязанность недропользователя иметь апробированные технологии по ликвидации разливов нефти в ледовых условиях", - добавил он.