Сегодня валютный рынок – виртуальное поле боя, на котором власти должны бороться со спекулянтами. Такое мнение в ходе секции Московского экономического форума, посвященной политике Центробанка России, выразил специальный гость, экс-исполнительный директор МВФ от Японии Даисуке Котэгава, передает корреспондент Накануне.RU.
Целью интервенций является именно уничтожение спекулянтов, сказал он. Японский эксперт подчеркнул, что поддерживает недавний шаг ЦБ России по отмене гибкой процентной ставки. "Это приостанавливает опустошение золотовалютных резервов. Но надо иметь в виду, что иногда чрезмерная зависимость от традиционных мер приводит к недопустимым побочным эффектам", - отметил Котэгава. Он также посоветовал правительству проводить "валютные вмешательства" в "день, когда объем торгов очень низок", при этом он отметил, что частые интервенции малого масштаба контрпродуктивны и опасны и "лишь создают видимость работы".
Специальный гость напомнил, что падение курса йены с декабря 2012 года было более сильное, чем падение курса российского рубля. Однако в Японии это не считается сильной проблемой, потому как японская нацвалюта малозависима от доллара, заявил он.
Помимо этого, в своем выступлении Котэгава, приводя в пример политику Центробанка Японии, обозначил ряд трендов, на которые следует ориентироваться и российскому финансовому регулятору. В частности, по его мнению, одной из миссий ЦБ могло бы стать предоставление финансовых ресурсов важным предприятиям промышленного сектора, как это происходило в Японии с 1950-х годов.
У нас же "новая промышленная политика" задыхается от непопулярных действий ЦБ, а также ряда решений в налоговой сфере. "Правительство в новом бюджете сделало все в области налоговой политики, чтобы создать инфляцию издержки", - отметила первый зампред комитета ГД по бюджету и налогам Оксана Дмитриева. Этот показатель будет сильнейшим при введении налогового маневра, и 1 трлн 300 млрд дополнительного налогового бремени "просто так не пройдут", подчеркнула депутат.
Главной, типичной ошибкой ЦБ Дмитриева назвала рост ключевой ставки. Осуществлять увеличение ставки в условиях стагфляции – шаг безусловно ошибочный. Также, по мнению парламентария, политика ЦБ как раз обеспечивает почву для валютных спекуляций.
"Возможности для спекуляций есть там, где есть доступ определенных игроков к инсайдерской информации. ЦБ очень часто хаотически проводит интервенции, пытается удержать курс рубля, а иногда проводит демонстрацию его укрепления, как это было в марте-апреле 2014 года. Попытка укреплять рубль и тратить на это золотовалютные резервы чревата тем, что при изменении тренда скачок в девальвации рубля будет больше, чем при плавной девальвации", - прокомментировала Дмитриева.
Четырехкратное повышение ставки рефинансирования является доказательством того, что Центробанк не нацелен на стимулирование экономического роста, а лишь пытается сдержать растущие темпы инфляции, заявил в продолжение темы первый зампред ГД по промышленности Владимир Гутенев.
С критикой политики главного финансового регулятора эксперты секции МЭФ выступили практически единогласно. Высказывались мнения, что экономические власти России "с трудом понимают, что такое инфляция, и делают выводы, исходя из расчета "цен на гречку и подсолнечное масло". Кроме того, падение рубля и перспективы вхождения в затяжную рецессию связывают с действиями самого Центробанка. В этой связи, эксперты настаивают на смене ориентиров и курса денежной политики, уходе от либертарианства и изменении экономической теории при принятии решений. По итогам секции будет сформулирован пакет рекомендаций от экспертного сообщества по "лечению" национального денежно-кредитного сектора, который советник президента РФ Сергей Глазьев пообещал уже 15 декабря представить на финансовом Совете, а затем доложить о результатах главе государства.