В Совете Федерации подготовлен законопроект о "советских брендах". Один из авторов документа, сенатор от Свердловской области Эдуард Россель, уверен, что решение вопроса о "советских брендах" позволит спасти отечественную кондитерскую промышленность.
"В настоящее время около 70% "советских" товарных знаков, массово использовавшихся на территории бывшего СССР, находятся в руках единственного производителя. На 1 ноября 2013г. общая сумма исковых требований, предъявленных собственником брендов к кондитерским фабрикам, составляет более 2,3 млрд руб. Суммы каждого отдельно взятого иска зачастую сопоставимы с годовым бюджетом региональных кондитерских предприятий", – передает его слова РБК со ссылкой на пресс-службу Совфеда.
В 2008 году вступила в силу четвертая часть Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), которая предоставила право владельцам товарных знаков взыскивать убытки (компенсацию) за незаконное использование товарных знаков, напомнил Эдуард Россель. При этом федеральный закон о введении в действие ч.4 ГК РФ изначально содержал норму, которая признавала право за традиционными производителями товаров продолжать их производство на основании безвозмездной лицензии.
"Выплата компенсаций в соответствии с требованиями действующего законодательства повлечет за собой неминуемое банкротство большинства предприятий отрасли и, в свою очередь, создаст угрозу гибели отечественной кондитерской промышленности, будет способствовать сокращению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и нарастанию социальной напряженности в регионах", – подчеркивает бывший свердловский губернатор.
"После вытеснения таким образом с рынка большинства региональных фабрик эту нишу с большой вероятностью займут не отечественные монополисты, а производители аналогичной продукции из Белоруссии и Казахстана, действующие в рамках Единого экономического пространства. Законодательная инициатива, под которой подписались 15 членов Совета Федерации, позволит в корне изменить сложившуюся ситуацию", – пояснил Россель.
Он привел данные Роспатента, согласно которым после 1991г. советских брендов осталось около 4 тыс., в том числе около 70 из них - это пищевые продукты, 250 - кондитерские изделия, около 600 - лекарственные средства.
"Все указанные бренды создавались на государственные деньги, товары под этими марками выпускалась на различных предприятиях по всей стране, устойчивый спрос на такую продукцию и доверие потребителей складывалось годами. И в этом смысле "советские бренды" являются общественным достоянием", – отметил сенатор.
Необходимо создать предприятиям, производящим продукцию под товарными знаками, возникшими в советский период, те же условия, что были до 1 января 2008г., то есть до вступления в силу соответствующих изменений в Гражданский кодекс, полагает он.