ОАО "РЖД" объявило о тотальном сокращении поездов пригородных маршрутов. С 2014г. из-за недополучения субсидий от большинства субъектов федерации пригородные пассажирские компании по согласованию с региональными властями отменили 144 поезда. К марту цифра может увеличиться вдвое, говорят в монополии. Регионы Уральского федерального округа недосчитаются 30 поездов. Большая часть отмененных маршрутов – 24 электрички – приходится на Свердловскую область. Среди "пострадавших" населенных пунктов – Дружинино, Ревда, Каменск-Уральский, Егоршино, Баженово, Асбест, Нижний Тагил, Мурзинка, Алапаевск, Шадринск. С Южно-Уральской железной дороги в общей сложности исчезли шесть поездов: четыре электрички сообщением Карталы-Айдырля-Карталы в Челябинской области и две электрички Шадринск-Каменск-Уральский в Курганской.
В "Свердловской пригородной компании" (СПК) Накануне.RU пояснили, что решение об отмене тех или иных маршрутов принимает правительство области, исходя из тех средств, которыми располагает.
"Правительство субъекта, как заказчик, несет и финансовые обязательства по компенсации суммы выпадающих доходов от государственного регулирования тарифа перевозчику. Однако ежегодно суммы, которые закладываются в региональные бюджеты на компенсацию выпадающих доходов перевозчика, в большинстве субъектов покрывают лишь часть понесенных убытков. Поэтому объемы пригородного сообщения приводятся в соответствие с заказом, подтвержденным соответствующим финансированием", - сообщили в пресс-службе СПК.
Свердловская область находится в лидерах по количеству отмененных электричек вместе с Ростовской (54 поезда), Липецкой (31 поезд), Калининградской (29 поездов), Новгородской (20 поездов) областями. На территории Среднего Урала пригородные пассажирские перевозки осуществляют две компании: "Свердловская пригородная компания" и ОАО "Содружество". В областном министерстве транспорта и связи Накануне.RU пояснили, что на возмещение выпадающих доходов при перевозке пассажиров в 2014г. правительство выделило 972,6 млн руб., при этом, Региональная энергетическая комиссия пока не определила размер субсидий перевозчикам. В 2013г. на эти же цели из бюджета Свердловской области было выделено 967,2 млн руб., из них 957,6 млн руб. получила СПК (то есть, объем дотаций даже вырос по сравнению с прошлом годом).
"В 2013г. маршрутная сеть состояла из 257 поездов (СПК) + 7 поездов "Содружество", всего 264. В маршрутную сеть 2014 г. не вошли 24 поезда, курсирующие ранее - это маршруты, не востребованные у населения", - сообщили Накануне.RU в пресс-службе министерства.
В вопросе субсидирования выпадающих расходов СПК разбирались и областные депутаты. "Отмена поездов - это эмоциональный шаг со стороны РЖД. Субсидирование производилось в достаточном объеме, но при этом это не мешало РЖД говорить, что денег выделяется мало и надо больше. Под конец закладывались суммы больше миллиарда рублей ежегодно на субсидирование. И когда мы разбирались, что мы субсидируем, выяснилось, что мы вынуждены субсидировать электрички до Кургана и даже одну до Самары. Вопрос стоит в том, почему бюджет должен субсидировать межрегиональные перевозки. Это политический вопрос, который так или иначе правительство области "додавит" и будут возвращены маршруты", - рассказал Накануне.RU депутат заксобрания Свердловской области Дмитрий Ионин.
Пока же пассажиры области, которые раньше ездили на поезде, могут пересесть на автобусы, либо добираться по железной дороге с пересадками.
Отмену электричек встретили пикетами жители Курганской области, где с 14 января перестал курсировать поезд до Челябинска. Руководство РЖД считало поезд убыточным: вагоны, по данным монополии, заполнялись на 40,9%, за 2013 г. "Федеральная пассажирская компания" понесла убытки в размере 17 млн руб. При этом областное правительство не могло финансировать расходы ФПК: поезд не считался пригородным, так как его маршрут не укладывался в установленные 200 км. Бывший губернатор Зауралья Олег Богомолов и руководство Южно-Уральской железной дороги пришли к соглашению разбить маршрут на два участка, для субсидирования направления.
"Мы пошли по пути разделения одного маршрута на два: Курган-Шумиха и Шумиха-Челябинск. Для пассажиров направление сохранилось, движение электропоездов будет осуществляться в рамках пригородного сообщения. А что касается других проблем, для нас вопрос с пригородными поездами очень важен. В Курганской области 28 населенных пунктов не имеют дорог с твердым покрытием, запустить автобусное сообщение и заменить поезд на автобус не представляется возможным. В прошлом году мы три пункта из 28 соединили дорогой с твердым покрытием. В этом году работу продолжим. Мы оставили на этих направлениях пригородное сообщение и люди пользуются электричками", - рассказал Накануне.RU заместитель губернатора Курганской области - директор департамента промышленности, транспорта, связи и энергетики Курганской области Василий Жаров
Курганская область подписала договор с СПК только на первое полугодие 2014 г., из областного бюджет на дотации железнодорожникам планируется выплатить около 50 млн руб. Отметим, что правительство Зауралья еще не рассчиталось с СПК за 2011 г.: на днях железнодорожники выиграли суд по задолженности Курганской области в 113 млн руб. В 2013 г. правительству удалось оспорить "счет" на 90 млн руб., выставленный СПК, были подтверждены траты только в размере 29 млн руб.
Маршрутная сеть пригородного сообщения в Челябинской области в 2014 г. – 57 поездов, что на четыре поезда меньше, чем в 2013 г. В 2014 г. область направила на субсидии ж/д перевозчикам 100 млн руб. В министерстве инфраструктуры, строительства и дорожного хозяйства Накануне.RU пояснили, что дотации на четыре отмененных электрички заняли бы треть общих расходов на возмещение убытков СПК: "Электрички приносили колоссальные убытки на сумму порядка 30 млн руб., в это время выделенные 100 млн руб. покроют убытки от 57 маршрутов. Для удобства пассажиров мы усилили автобусное сообщение по направлению Челябинск - Бреды - Карталы".
Практику заключения договоров с регионами, исходя из их платежеспособности, РЖД начали применять с 2014 г., ранее российское правительство разрешило монополии не работать в долг. Начальник центра по корпоративному управлению пригородным комплексом монополии Максим Шнейдер объявил, что еще 139 электричек будет остановлено в феврале-марте, еще 20 электропоездов — в мае. РЖД подсчитали, что регионы заложили в бюджет только 7,5 млрд руб. - это 39% от необходимой суммы субсидий.
На следующей неделе, 18 февраля, в Тюмени состоится выездное заседание научно-технического совета "РЖД", посвященного вопросам транспортного обеспечения севера УрФО. В повестку включены вопросы гарантированного удовлетворения потребностей экономики региона в перевозке грузов и пассажиров, в рамках которого, возможно, будет затронут вопрос субсидирования пригородных маршрутов. В заседании совета под председательством президента "РЖД" Владимира Якунина примут участие полпред президента РФ в УрФО Игорь Холманских, губернатор Тюменской области Владимир Якушев, глава ХМАО-Югры Наталья Комарова, руководитель ЯНАО Дмитрий Кобылкин, а также представители федеральных и региональных органов власти, научных организаций и ведущих компаний-грузовладельцев.