Депутаты екатеринбургской гордумы провели сегодня "депутатское собрание" по вопросу определения тарифов на общественный транспорт. Ряд депутатов убеждает, что 18 руб. за поездку – адекватный тариф, но позиция мэрии иная – надо "ориентироваться на Москву", тариф должен находиться на уровне 50 руб., но и это не предел. При этом глава города Ройзман не может определиться - то ли ему сохранять лояльность "серому дому", то ли быть с народом. Выбор в пользу мэрии пока перевешивает - Ройзман не предпринимает никаких активных действий, чтобы облегчить "транспортную жизнь" горожанам, передает корреспондент Накануне.RU.
Около двух недель назад депутаты нескольких фракций гордумы обратились к Ройзману с просьбой назначить дату отдельных слушаний с участием чиновников мэрии по вопросу обоснованности тарифных ставок на проезд в муниципальном транспорте Екатеринбурга. Сегодня это заседание состоялось, помимо депутатов, присутствовали несколько чиновников администрации. Главным "ответчиком" был "назначен" вице-мэр по экономике Александр Высокинский, который подошел к вопросу "творчески".
"Не буду сегодня использовать слайды, попробую другой вариант – если получится, так и будем работать", – предупредил чиновник и пошел к мольберту с бумагой и фломастером. Следующие полчаса он потратил на рисование нехитрых схем, которые призваны были убедить недоверчивых депутатов в том, что тариф, который действует сегодня в Екатеринбурге – не только экономически обоснован, но и является критически низким.
"Тариф состоит из необходимых расходов – солярки, запчастей, зарплаты водителям, кондукторам, амортизации и прибыли. На данный момент эта величина – на уровне 45-50 руб., она покрывается из собственных доходов предприятий и бюджетных субсидий. Но область денег не дает и мы уже накопили убытки на 1,5 млрд руб.", – чуть не по слогам на пальцах объяснял Высокинский.
Чиновник рассказал о соглашении, которое подписал еще "и.о. губернатора Гредин", по которому область компенсировала проезд областных и федеральных льготников с 2009 года. Именно льготники, как выясняется, – корень всех зол, а именно их монетизированная часть пенсии в размере 275 руб., на которые они должны ездить безлимитно. Именно для решения этой проблемы была создана "Е-карта", которая позволяла всем льготникам, в том числе и пенсионерам, ездить без ограничений за 275 руб. в месяц. При этом, лишь 40% льготников относятся к "городской категории". Однако после смены губернатора область перестала платить за "своих" 60% и буквально поставила весь муниципальный транспорт на колени. Основная проблема была связана с тем, что федеральный закон запрещал лимитировать количество поездок для льготников, поэтому, муниципалитету пришлось придумывать схему для выравнивания ситуации.
РЭК согласилась с обоснованием расходов муниципальных предприятий и признала цену в 23 руб. – обоснованным тарифом. Однако, для большей части горожан стоимость проезда ниже, подчеркнул Высокинский. В зависимости от статуса – школьник, студент, пенсионер, обычный гражданин – и количества поездок стоимость проезда варьируется от 18 до 22 руб.
"Полную стоимость платят только иногородние и те, кто ездит не каждый день. Все остальные ездят дешевле", – категорично заявил чиновник мэрии.
Завершая выступление, Александр Высокинский подчеркнул, что если снижать билет ниже 23 руб. – то "это плохо кончится", поскольку даже из такого тарифа исключены расходы на амортизацию, то есть на ремонт, своевременное обслуживание и замену подвижного состава, а также нет возможности для роста зарплат муниципальным служащим, при том, что ТТУ – крупнейшее предприятие города по количеству рабочих мест.
"Серый кардинал" мэрии Владимир Тунгусов все это время сосредоточенно изучал содержимое своего планшетного компьютера, ни разу не взглянув на "почтенное собрание". В конце первого часа встречи он в первый раз поднял голову, и покинул зал.
После выступления депутаты перешли к вопросам, первым слово взял Ройзман, рассказавший о том, как он и Александр Якоб обсуждали этот вопрос с губернатором более месяца назад. Евгений Куйвашев тогда пообещал провести полную проверку, после чего будут приняты необходимые решения. Дав такую справку, Ройзман попросил "обойтись без выступлений" и задавать вопросы в порядке живой очереди.
Первым же вопросом "эсер" Евгений Боровик попросил более подробно расписать, из чего складываются затраты, и попросил сравнить с соседними административными центрами. Высокинский вновь подробно рассказал об автобусах, которые "жрут по 40 литров солярки", амортизации и зарплатах, а по поводу Челябинска заметил, что там область "платит за все", а в Свердловской области "вообще никому не платят".
И тут же замглавы администрации призвал ориентироваться не на Челябинск, а на Москву, где проезд стоит 38 руб.
Почему никто не говорит о непрофильных доходах – сдаче имущества в аренду, рекламе, прокате, корпоративах и т.д., поинтересовался Александр Норицин.
"Да, такая статья доходов есть, но она несущественна на фоне наших долгов – это лишь десятки миллионов рублей при миллиардных долгах", – отмахнулся Высокинский, не уточнив конкретных сумм.
Впрочем, как раз конкретные цифры и вовсе заставили депутатов гордумы возмутиться. Председатель транспортного комитета мэрии Алексей Курлыков заявил, что все доходы от торговли в метро за год исчисляются ничтожной суммой чуть выше 2,5 млн руб. "Да аренда одного киоска на станции "Площадь 1905 года" стоит в четыре раза дороже, что это за цифры", – возмутились участники заседания. А сидевший рядом с Курлыковым Илья Лобов не сдержался и озвучил "случайно подсмотренную цифру" с возможным ограничением тарифа на уровне 80 руб. 05 коп.
При этом, убытки за год МоАП составили 320 млн руб., ТТУ – 400 млн руб., метро – 89 млн руб.
Когда Высокинскому напомнили, что в соседних Челябинске, Перми и Тюмени транспортники зарабатывают больше при дешевых тарифах, он вновь "перевел стрелки" на область – во всех этих регионах субъект платит свыше 1 млрд руб. в год на субсидирование льготников, обновление подвижного состава и т.д.
"Мое видение такое: надо прекратить играть в страуса на бетонном полу. Проблема есть, вариантов решения – два. Первый – область выплачивает нам деньги, либо мы повышаем тарифы, и этот вариант – дешевый, но не социально ориентированный. Другой вариант – сократить издержки – сократить маршруты, меньше покупать бензина, сократить людей, тогда эта сфера тоже долго не протянет", – поставил ультиматум Высокинский.
Результатом встречи депутатов, которая, к слову не была официальным мероприятием, на ней не велся протокол и т.д., стало решение о поездке на базы МУПов в понедельник – "на муниципальном автобусе ".
Сами инициаторы встречей остались недовольны. "Эсер" Александр Караваев, общаясь с журналистами после встречи, возмущался тем, что два часа им пришлось "слушать в сотый раз одно и то же".
"Частники рвутся на этот рынок, они там зарабатывают. Муниципальная команда ухитряется плодить долги. Они за четыре года не предложили ни одного проекта по увеличению доходности транспорта", – приводит пример депутат.
Сами депутаты в конце встречи напрямую поставили вопрос: муниципальный транспорт это социальная услуга или бизнес. Ройзман заявил, что это "муниципальная услуга, а не бизнес". Однако, Высокинский, говоря о том же, не переставал говорить про условия "свободного рынка" и "капиталистических принципах".
"Они говорят, что это социальная задача, так почему они все расходы взвалили на потребителей, а не распределили между уровнями власти? Говорят про 2,5 млн руб. доходов в год, но это просто смешно. Реклама – просто золотое дно, посмотрите на бывшего владельца рекламного бизнеса в Госдуме – Сергея Железняка. Реклама – сверхдоходный бизнес, но мэрия отдает это все субподрядчикам и размазывает деньги. Консолидируйте и получите серьезные прибыли", – возмущается Караваев.
Депутат Заксобрания области Дмитрий Ионин отмечает по этому поводу: "Если говорить не "по понятиям", а с точки зрения закона и юридических документов, то долги за проезд льготников должны компенсировать городские власти, но и область должна предусматривать возможность помогать, к примеру с точки зрения компенсации за социальные маршруты, о чем я в свое время говорил с трибуны Заксобрания. Но сейчас речь не об этом. Противно смотреть на все эти разборки, ибо они вовсе не ставят задачей снизить цену проезда или, например, найти денег на модернизацию транспортного парка в нашем городе. Это чисто дележ денег, при котором простые горожане не получат никакой выгоды".
Тем временем, и Ройзман сохраняет осторожную лояльность "серому дому" и не может определиться, то ли он с мэрией, то ли с народом. Глава не требует повысить прозрачность работы городских предприятий, добиться снижения стоимости проезда, не предлагает механизмов, как это можно сделать, по сути Ройзман стал просто посредником, доносящим до депутатов волю чиновников "серого дома" - тем самым "Поруновым".