Первая грузовая компания (ПГК) Владимира Лисина ведет переговоры с РЖД о передаче ей в управление части парка полувагонов. "Речь идет о том, что ПГК участвует с РЖД в разработке технологии совместного управления порожними рейсами полувагонов, которая направлена на оптимизацию работы всей сети", — пояснил представитель ПГК. Эксперимент будет запущен в двух филиалах РЖД — на Северной и Октябрьской железных дорогах. Какое количество вагонов ПГК передаст РЖД и на каких условиях не сообщается.
ПГК — крупнейший железнодорожный оператор в России. В ее управлении 195 тыс. вагонов (17% парка страны), в том числе 112 тыс. 300 полувагонов и 44 тыс. 700 цистерн, сообщают "Ведомости".
РЖД с прошлого года предлагает операторам сдавать ей вагоны в управление. При этом компания не собирается вмешиваться в отношения с клиентами, а будет отвечать лишь за доставку грузов и подачу порожних вагонов. Это позволит операторам сократить плату за порожний пробег, а РЖД — увеличить погрузку и скорость движения на сети за счет сокращения количества вагонов. РЖД уже договорилась об управлении большей частью парка своей "дочки" — Федеральной грузовой компании (ФГК). На днях они подписали соглашение о передаче 114 тыс. полувагонов (почти 84% от общего числа полувагонов компании), говорит представитель ФГК.
Начавшаяся более 10 лет назад железнодорожная реформа предусматривала создание конкуренции между операторами подвижного состава. За РЖД должна была остаться лишь инфраструктура — пути, вокзалы и проч. Так и происходило до сих пор. Последний вагон РЖД передала ФГК летом прошлого года. Эта компания должна быть приватизирована, но решение об этом будет принято после 2015 г. Передача операторами парка в управление РЖД — возврат в прошлое, констатирует федеральный чиновник, курирующий железнодорожную отрасль. Но чиновники не возражают, добавляет он. Ведь передача в управление РЖД вагонов может улучшить технологию управления парком, отмечает чиновник. Дело в том, что скорость движения на сети РЖД в последние несколько лет неуклонно снижается. В первом полугодии 2013 г. она составила 234 км/сутки — это на 20% ниже показателей 2007 г. Основной причиной этого президент РЖД Владимир Якунин называет рост количества вагонов на сети, из-за которого растет число порожних рейсов.