Размер компенсаций на муниципальные пассажирские перевозки в соседних регионах сопоставим со Средним Уралом. Как сообщил Накануне.RU источник в областном правительстве, в Тюмени региональные власти выделяют на эти цели 400 миллионов рублей, в Челябинске – 500 миллионов, в Перми – 230 миллионов рублей. К слову, пермские региональные власти конкретно на транспортные расходы выплат гражданам не осуществляют.
Что касается помощи в обновлении подвижного состава, то Екатеринбургу и здесь грех жаловаться, говорят в Минтрансе. Например, в 2012 году региональный кабмин собирал заявки на предоставление федеральных субсидий для закупки городского транспорта. Тогда екатеринбургские власти смогли приобрести 10 трамваев. При этом просить можно было больше. В частности, городу предлагали запросить субсидии еще и на приобретение автобусов, работающих на метане.
Но, по непонятным причинам, этой возможностью мэрия не воспользовалась. В горадминистрации, видимо, забыли и о 300 миллионах, выделенных из регионального бюджета, которые пошли на приобретение вагонов и другого оборудования для метро. Кроме того, область рассчиталась за кредиты на строительство подземки, включая проценты – из казны региона было выделено свыше 1,1 миллиарда рублей.
Городу, говорят специалисты, стоило бы банально проанализировать пассажиропоток и собственную маршрутную сеть. "Выйдите на проспект Ленина в будни днем – вы увидите, как муниципальные автобусы ходят полупустые. Зато в час пик как саранча налетают коммерческие перевозчики и развозят всех пассажиров. Вопрос в том, что где-то нужно просто развести коммерческие и муниципальные маршруты. Тут головой подумать надо", - говорит эксперт.
Те же частные перевозчики почему-то ситуацию анализируют и коррективы в свою деятельность вносят. Одна из транспортных компаний, например, заменила парк автобусов, сделав ставку на средних размеров МАЗы, которые не ходят совсем пустые в "мертвые" периоды и в которых не тесно в час пик.
Специалисты констатируют: сегодня маршрутная сеть Екатеринбурга сформировалась на принципе "заявок" от владельцев транспортных предприятий, а потому не сбалансирована и экономически малоэффективна. Она отличается "засоренностью" транспортом малой вместимости крупных "магистральных" направлений. Такая комбинация, естественно, крайне отрицательно сказывается на доходности эксплуатации машин большого и особо большого класса (интервалы движения транспорта и его вместимость не сочетаются). Кроме того, магистральные маршруты многократно дублируются "коммерческими" маршрутами.
Большая часть транспорта большого класса принадлежит муниципальным предприятиям города, которые обременены дорогостоящей и затратной инфраструктурой и не могут изменить этого, так как находятся под постоянным наблюдением со стороны контролирующих органов. Большинство же машин малого и среднего класса принадлежит мелким коммерческим структурам или индивидуальным предпринимателям, не имеющим никакой инфраструктуры, не выполняющим на достаточном уровне требований по обслуживанию и хранению транспорта, не проводящих проверки и обучение персонала, не соблюдающих правил перевозок.
Целенаправленный контроль за соблюдением правил перевозки пассажиров и обслуживания транспорта малого класса в городе Екатеринбурге отсутствует.