Новости
Кто куда: РСР выяснил, в какие вузы поступают победители школьных олимпиад
Общество | В России

Российский союз ректоров ежегодно проводит исследование, которое отвечает на вопрос о том, какие вузы, специальности и регионы выбрали победители и призеры олимпиад Российского совета олимпиад школьников и Всероссийской олимпиады школьников при поступлении в высшие учебные заведения.

По словам генерального секретаря РСР Ольги Кашириной, "традиционно при поступлении олимпиадники отдают предпочтение вузам с сильным олимпиадным брендом, но в последнее время фактором привлекательности вуза все более становится его расположенность в регионах с крупными инфраструктурными проектами и соответствие отраслевого профиля вуза приоритетным направлениям экономического развития страны".

ТОП вузов по привлекательности для дипломантов олимпиад в 2013 г. возглавили Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Московский физико-технический институт (государственный университет), Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", Московский государственный технический университет имени Н.Э.Баумана, Санкт-Петербургский государственный университет, Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, Сибирский федеральный университет и Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ".

Территориями-лидерами по притоку дипломантов олимпиад стали Дальневосточный, Уральский и Сибирский округа. Ольга Каширина особо отметила рост притока олимпиадников в вузы Дальнего Востока. "Это очевидное следствие внимание государства к региону, в том числе в части формирования высокотехнологичных кластеров, таких как космодром "Восточный". Большую роль также играет успешное развитие Дальневосточного федерального университета, который становится крупнейшим университетским центром азиатско-тихоокеанского региона",- заметила О.Каширина.

Сходную динамику она отметила в отношении Уральского федерального округа, в вузах которого вновь зафиксирован прирост олимпиадников на 40%: "Мы знаем, что на Урале реализуются масштабные программы привлечения талантов – можно вспомнить знаменитый "Тест-драйв в УрФУ". Но не менее значимы инновационные проекты региона, в том числе строительство масштабного индустриального парка и участие Екатеринбурга в конкурсе на избрание столицей Всемирной выставки ЭКСПО-2020".

Наиболее востребованной группой специальностей при поступлении олимпиадников в вузы стала физико-математическая. «Олимпиады по физике и математике традиционно популярны среди школьников, но рост интереса к выбору профессии в этом направлении говорит о повышении статуса инженерно-технических специальностей – талантливые ребята усматривают здесь большие возможности самореализации»,- отметила Ольга Каширина.

Генеральный секретарь акценировала успешную роль физики в раннем ориентировании талантов на междисциплинарную науку и технологии: "Дипломанты олимпиад по физике при поступлении выбирают в качестве будущей специальности биотехнологии, новую медицину, машиностроение, информационную безопасность и космос – все то, что определяет мейнстрим мировых технологий. В этой связи значимость физики возрастает до стратегического уровня, и статус этой науки в системе образовательных инструментов следует повышать".

При этом в прошлую приемную кампанию был отмечен резкий рост интереса олимпиадников к экономике и управлению. "Учитывая, что интерес возрастает на фоне борьбы с некачественными факультетами и вузами этого профиля, есть основания говорить о преодолении маргинального этапа в подготовке экономистов и управленцев и доминировании высоких стандартов подготовки соответствующих специалистов",- считают авторы исследования.

Генеральный секретарь РСР отметила, что данные исследования свидетельствуют о необходимости совершенствования системы зачисления в вузы с точки зрения социально-экономической обоснованности: "65 баллов в качестве верификации дипломов олимпиад – несложный и заведомо проходной барьер для олимпиадников. Но пришло время переходить к интегративным механизмам, позволяющим соединить академические аспекты становления таланта с социальными и отраслевыми, и здесь портфолио – самый перспективный инструмент".