Новости
Уральские мэры призывают власти забрать часть функций "наверх" во избежание майданов
Политика | Свердловская область

Сегодня на площадке заксобрания свердловской области состоялся круглый стол на тему совершенствования федерального законодательства о местном самоуправлении. Уже сформирован основной блок предложений, которые муниципалы, видимо, не успели прочесть, а с трибуны озвучивали актуальные для себя проблемы, передает корреспондент Накануне.RU.

Естественно, что реформа МСУ так или иначе практически неизбежно затрагивает вопрос перераспределения полномочий на местах. Но всегда возникает следующий вопрос, и об этом сказали практически все выступающие, – обеспечены ли эти полномочия с финансовой точки зрения.

Глава Нижнего Тагила Сергей Носов затронул тему софинансирования муниципальных проектов – именно на этой основе реализуются большая часть проектов развития в муниципалитетах. В частности, он раскритиковал подход к софинансированию в формате 50 на 50, поскольку большая часть муниципалитетов вообще отрезается от областных и федеральных субсидий, потому что не имеет средств для равного софинансирования. Кроме того, Носов предложил пересмотреть подходы в принципе формирования местных бюджетов.

"Если я сэкономил, я эти деньги потерял. Я не могу сохранить деньги для того, чтобы потратить их в следующем году. У муниципалитетов вообще нет стимулов для того, чтобы зарабатывать дополнительные деньги – им это невыгодно. Им выгодно потратить выделенные деньги любым способом до конца года. Наверное, такие подходы надо как-то начать пересматривать", – отметил Носов.

Есть и другая проблема – проектно-сметные документации, которые не согласовывает субъект, и которые пишутся, фактически, в стол. "у меня за прошлый год на разработку документов около 100 млн руб. ушло – деньги большие и нелишние для города. И что дальше с этими проектами будет, я не знаю", – привел он пример.

Кроме того, на муниципальный уровень зачастую спускают полномочия, которые должны осуществляться федерацией, например, в области налоговой деятельности.

"Если у меня за прошлый год больше 200 млн руб. не попало в бюджет города, потому что бизнес платит налоги в других территориях – это моя разве проблема? Это проблема федеральных властей, почему они не дорабатывает. Мы часто лукавим и поэтому не можем решить вопросы. Давайте не будем лукавить, будем говорить честно, и тогда многие вопросы начнут решаться гораздо легче", – завершил он свое эмоциональное выступление.

Еще более предметно о пересечении полномочий рассказал глава Сухого Лога Станислав Суханов. Он отметил, что на муниципальные власти свалили огромное количество функций, на осуществление которых требуется достаточно большое финансирование и иной уровень рычагов воздействия. В качестве примеров он перечислил участие в антитеррористической деятельности, утилизацию промышленных отходов, организацию собственных спасательных служб. По его мнению, такие функции целесообразно перенести на региональный уровень.

Кроме того, полномочия муниципалитетов по шести видам надзора пересекаются с федеральными структурами, которые выполняют дублируемые функции, а это чрезмерные и ненужные финансовые траты.

"Впечатление, что мы должны отвечать буквально за все. Мы не против отвечать за все, но хотим, чтобы это было подкреплено соответствующими финансами. Ведь, что получается. Может, вы меня поправите, но вот загорелись в стране леса – кто стал отвечать за пожарную безопасность в лесах? Главы. Начались межнациональные конфликты, кто стал за это отвечать? Снова главы. А если завтра мы внешнее нападение не сможем отбить? Тоже главы должны будут военную безопасность обеспечить", – возмутился Суханов.

"Многие, кто рвется в мэры, даже не знают, в какое прокрустово ложе они попадают. Они приходят царствовать, а получают лопату в руки. У нас, на Урале кажется, что территориальная оборона – ерунда, нас не касается, но многие регионы хлебнули сполна. Наш Северный Кавказ, например, а посмотрите, что на Украине творится", – не удержался от комментария модератор дискуссии вице-премьер по муниципальной работе Яков Силин.

Помимо этих вопросов главы затронули и еще ряд более частных проблем. Например, мэр Новоуральска Владимир Машков рассказал о том, что в ЗАТО начали работу над стратегическим планом развития до 2025 года. А глава Невьянского городского округа Евгений Каюмов поделился опытом взаимодействия с общественными организациями при реализации общественно значимых проектов, в том числе и инфраструктурных.

Председатель асбестовской гордумы Валерий Белошейкин посвятил доклад кадровому голоду на муниципальной службе.

"У меня начальником управления ЖКХ прислали мальчика из Москвы с красным дипломом. Он, может, хороший парень, но в ЖКХ – это же надо по локоть в дерьме копаться, какой он специалист – они принимает некомпетентные решения", – посетовал депутат, отметив, что муниципалитет выплатил 5 млн руб. за год из-за некомпетентности сотрудников.

"Вождь народов еще в 1935 году сказал "кадры решают все". Думаю, надо вернуть многие принципы в формировании служащих из советской эпохи", – заявил он.

В завершение дискуссии ее участники прокомментировали и предложение о введении государственной власти в крупных муниципалитетах.

"Вы представляете, что это такое будет? У нас, например, сейчас один "коллективный Чернецкий", а будет семь. Мы такой, извините за выражение, геморрой себе наживем, даже не знаю, как с ним разбираться", – заявил областной депутат Анатолий Павлов.

К слову сказать, представители "коллективного Чернецкого" не нашли возможности прийти на совещание.

А глава Ивдельского городского округа Петр Соколюк и вовсе озвучил "крамольную" мысль. Есть потребность в объединении муниципалитетов и их численном сокращении. Это позволит более эффективно консолидировать финансы, кадры и остальные ресурсы, для того, чтобы решить основные проблемы, связанные с качеством жизни.

"Сначала порядок надо навести везде, а уж потом можно и в демократию поиграть – гражданское общество, институты общественные и т.д.", – уверен он.

Завершая мероприятие Яков Силин "убедительно попросил" коллег "внимательно прочитать" предложения по муниципальной реформе, которые занимают несколько десятков листов, которые в течение ближайших двух недель будут отправлены в Москву, в рабочую группу ВСМС, которую возглавляет Вячеслав Тимченко. А уже оттуда конкретные поправки в законодательство начнут обсуждаться в комитетах Госдумы.

Сергей Табаринцев-Романов