Ассоциация сельских муниципальных образований и городских поселений обратилась к исполняющему обязанности губернатора Челябинской области Борису Дубровскому с открытым письмом.
Как передает корреспондент Накануне.RU, в письме изложены предложения по реформе местного самоуправления в части реорганизации отношений поселений и муниципальных районов.
"Главы и депутаты поселений в своем большинстве хотели бы активно участвовать в реализации программ развития региона через развитие своих поселений. Но в системе сложившихся отношений "область – район – поселение", районы фактически игнорируют поселенческий уровень, принижают роль и возможности органов местного самоуправления поселений, превращая их в статистов в чужой игре. Зачастую главы районов передают поселениям решения губернатора, искажая их, или подменяют собственными необдуманными распоряжениями. Это противоречит как законодательству, так и здравой управленческой логике: в системе государственного управления существует звено, которое действует не по закону, а по понятиям.
Безусловно, особого внимания требует проблема кадрового потенциала в поселениях. Его состояние – результат многолетней "отрицательной селекции", ответственность за которую лежит и на главах районов. Муниципальное управление поселенческого уровня в силу приведенных выше причин не является привлекательной сферой для перспективных управленческих кадров", - говорится в письме.
Далее следуют конкретные предложения ассоциации сельских муниципальных образований и городских поселений по развитию местного самоуправления в поселениях Челябинской области. Приводим их полностью.
"Принципиально изменить ныне существующие отношения между региональной властью и поселенческим самоуправлением, которые не учитывают социальные последствия осуществляемых действий, не позволяют реализовать позитивный потенциал, заложенный в системе управления регионом. При этом, безусловно, важно, чтобы политические интересы регионального уровня не вступали в противоречие с интересами поселений и возможные конфликты не наносили ущерба стратегическим направлениям развития.
Стимулировать переход к формированию представительных органов муниципальных районов из глав и депутатов поселений. Такой способ формирования представительных органов районов, предусмотрен пп. 1 п.4 ст. 35 ФЗ №131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", однако законные и обоснованные инициативы поселений к такому переходу неоднократно подавлялись с регионального и районного уровня.
Исключить муниципальные районы из системы выравнивания уровня бюджетной обеспеченности поселений.
Перейти к одноуровневой системе местного самоуправления. Реформировать районное звено территориального управления, реорганизовав его в низовой уровень государственной власти (представителей губернатора, территориального представительства правительства области). При этом во многих случаях станет возможно укрупнение территорий районов, на которые будет распространяться юрисдикция таких представителей, что существенно снизит расходы на управление. Сокращение числа районов на один дает эффект по снижению расходов на содержание управленческих аппаратов равный объединению попарно 140 поселений.
В структуре правительства Челябинской области создать министерство, наделенное полномочиями по формированию и реализации региональной политики в сфере развития местного самоуправления.
Создать систему методической помощи поселениям от областных министерств, в конкретных вопросах (от выстраивания тарифной политики в поселении, до разработки программ развития).
Разработать и принять долгосрочную комплексную региональную программу поддержки и развития местного самоуправления.
Создать и внедрить областную систему грантовой поддержки инфраструктурных и иных проектов развития поселений. Основным подходом к изменениям на поселенческом уровне считать проектный подход.
Создать внятные неизменяемые "правила игры" (как, например, существовавший до недавнего времени в Пермском крае Фонд софинансирования социальных расходов), чтобы муниципалитеты могли реально планировать свою деятельность и нести ответственность за собственные действия. Постоянно меняющиеся правила и система ручного управления порождает патернализм и желание уйти от ответственности.
Сформировать общее видение ситуации и общее представление о будущем и путях его достижения, чтобы поселения и губернатор стали реальными, а не формальными союзниками. Стратегия развития региона должна складываться из стратегий развития каждого муниципалитета. Процветающий ныне формальный подход к решению вопросов стратегического планирования, реализации стратегий и планов не стимулирует развитие и подавляет желание органов МСУ решать проблемы самостоятельно".
В завершение авторы письма просят Дубровского принять делегацию АСМО и ГП для согласования предлагаемых позиций. О реакции и.о. губернатора на данное письмо пока неизвестно.